Новости
Чем северней, тем ярче
Выставок такого масштаба и уровня в Красноярске не проходило довольно давно. Шутка ли, более 300 работ членов Российской академии художеств. Хронология: середина XX — начало XXI веков. Плюс широчайшая география. Плюс искусство самых разных направлений.
Эта межрегиональная выставка торжественно открылась в дни празднования юбилея “Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств”. 25 лет — срок солидный. Особенно если учесть, что отделение РАХ в Красноярске было первым в стране за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. И нынешняя выставка, проходящая в МВДЦ “Сибирь”, стала своеобразным творческим отчётом художников.
Звучит довольно банально (как-никак — клише), однако здесь на самом деле можно проследить, как развивалось и развивается сибирское искусство. Хорошо знакомые красноярцам “Будни морской авиации”, “Конец колчаковщины” Анатолия Знака. Его же “Инспектор ГАИ Руденко” (люди старшего и среднего поколения реагировали бурно: “Смотри, это же она вела по телевизору программу “02”!”). И здесь же — реалистичные по исполнению, но фантастические по сути работы Марии Холмогоровой из Владивостока. К примеру, “Плоский мир” (три слона, стоящие на черепахе, держат на спинах землю с небоскрёбами).
“Лапландия” Тойво Ряннеля, “Красота осеннего покоя” Валерия Кудринского — и диптих “Шанхайское утро” Омбыш-Кузнецова с восточной девушкой, азартно отплясывающей на улице. “Тундра. Гидропорт” Бориса Ряузова, “Вечер в саянских Черёмушках” Анатолия Левитина (1979 год, задолго до трагедии). И — “Учёт творческой энергии” омича Кичигина (мастерская, окурки, краски, электросчётчики — у каждого художника свой)...
Отличается ли чем-то взгляд сибирских живописцев от взгляда мастеров других территорий? Андрей Бобыкин, вице-президент Российской академии художеств, уверен — да:
— Прежде всего творчество сибиряков — это изображение природы и очень добрых, хороших людей. Заметьте также (что, кстати, видно и на этой выставке): чем севернее “объект”, тем ярче краски. То есть художники как бы восполняют нехватку цветов в самой природе. А я, между прочим, и сам сибиряк, моя мама родилась в 200 километрах от Омска...
Своеобразной иллюстрацией к этим словам можно считать представленные в экспозиции работы нашего земляка Валериана Сергина — “Утро на Рождество”, “В Заполярье”, “В Сибири. Глубинка”, “На Тунгуске. Край легенд”. Здесь действительно буйство красок, несмотря на то, что на картинах — Север. Сам же мастер, говоря непосредственно об экспозиции, посвящённой юбилею, заметил:
— Выставка очень объёмная, красивая и, главное, разнообразная. Виден рост художников. Хорошо читается их творческий потенциал. А место для проведения выбрано просто замечательное!
О росте художников с полным правом могут говорить, конечно, специалисты. Но вот новые темы в палитре тех или иных живописцев — это заметно и обычным любителям живописи. Например, в творчестве Константина Войнова наряду с привычными сибирскими пейзажами прекрасно “проявился” Север. В экспозиции удачно расположены совершенно разные по тематике работы: “Енисей-река — золотисты берега” и тут же “Песня”, “Лоскуток к лоскутку”, “Улыбка Полярной звезды”.
…Ряузов, Ряннель, Сергин, Левитин, Кудринский, Ишханов, Знак... Живопись, графика, скульптура. Более 300 работ. Прекрасный зал. Работы, ставшие классикой сибирского художественного искусства, и интересные, в чём-то даже необычные полотна молодых авторов. Всё это — выставка. Масштабная, насыщенная, разнообразная. Одним словом — юбилейная.