Новости
Соединяя континенты
В Красноярске нашлась единственная из оставшихся в живых связистов, которые сопровождали американские самолёты на воздушной линии Алсиб (Аляска - Сибирь). В июне 1942 года Советским Союзом было заключено соглашение о поставках самолётов в СССР из США по ленд-лизу (в переводе с английского: давать взаймы, сдавать в аренду). Валентина Георгиевна Овчинникова (по мужу Ряховская) убеждена, что американцы на это пошли, боясь мирового господства фашистов.
В ноябре исполняется 70 лет начала работы воздушной трассы. А на 65-летний юбилей Валентина Георгиевна летала в Якутск, где когда-то служила. Город она не узнала: ни старых домов, ни землянок не увидела. На торжественной встрече ей вручили нагрудный знак «Почётный работник воздушного транспорта Республики Саха (Якутия) и подарок. 12 лётчиков, перегонявших самолёты, оставались тогда в Якутии, не все из них по состоянию здоровья смогли прийти на юбилей.
Валентина Александровна заметила, что она, как, впрочем, и многие наши ветераны, закалена трудностями. Родилась в Иркутской области, в семье, в которой было восемь детей, в небольшом посёлке железнодорожников. Отец, мастер железнодорожного пути, погиб под товарным составом в туманную морозную ночь. Старшего брата Федора в полночь 1938 года увели трое в чёрном, назвав троцкистом. Никто не знал, что обозначает это слово. Потом выяснилось, что донос на молодого человека написал соперник, полюбивший молодую учительницу, на которой женился брат. Валентина, в то время учащаяся седьмого класса, писала письма в Иркутск Крупской, объясняя, что брат не враг, что многодетной семье трудно живётся, но ответа не получила, вероятно, письма не доходили до адресата. Семью выселили из дома, обрекли на скитания по родственникам. Когда началась война, старшеклассники работали на небольшом фарфоровом заводе, заменив ушедших на фронт. В 1942 году десятиклассников вызвали в военкомат. Ребят стали учить лётному делу, девушек - радиосвязи. Через три месяца Валентину направили в военное радиотехническое училище в город Фрунзе. Было лето - пекло, 40 градусов, а ребятам выдали форму, в которой было очень жарко. Ноги в сапогах горели, гимнастёрка становилась мокрой от пота, но расстегнуть её было нельзя. Запомнился майор Ларин, который во время строевой подготовки давал возможность снять обувь, охладиться у реки.
Валентине после успешного окончания училища предложили работать во Фрунзе, Москве, Одессе, однако она просила отправить её в Иркутск, ближе к дому. Но попала Валентина в Якутск, где уже стояли морозы под 60 градусов. Пришлось пилотку сменить на шлем, переодеться в зимнюю одежду - полушубок, унты.
Посмотрев документы, начальник порта сказал, что вся учёба - вчерашний день, надо переучиваться работе на американском оборудовании. Якутск был одним из важных объектов Алсиба. Лётчики жили в гостинице - деревянном доме, а обслуживающий персонал - в землянках. Из-за морозных туманов девушки плутали по часу на пути в столовую. Валентина Георгиевна осуществляла связь на линии Алсиба.
Трасса протяжённостью пять с половиной тысяч километров шла через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, а также через Якутск и Красноярск. Строили линию заключённые и местное население. Её открыл полярный лётчик полковник Мазурук. 7 октября 1942 года первая партия самолётов вылетела из Фэрбанкса. Это были семь истребителей П-40, лидером группы шёл бомбардировщик Б-25 под управлением начальника трассы - Мазурука. По разным причинам путь до Красноярска занял 33 дня. В город самолёты прибыли 16 ноября. На Алсибе бомбардировщики и транспортные самолёты перегонялись по одному или группами по два-три самолёта, истребители летали группами, которые вели лидеры-бомбардировщики.
Красноярск был конечным пунктом авиамаршрута Аляска - Сибирь. Здесь поступающие самолёты проходили техосмотр, при необходимости ремонт, принимались военруком, а затем доставлялись на фронт - либо на платформе по железной дороге, через Злобино, либо воздушным путём.
Американские машины раньше никто не видел. Нашим пилотам приходилось на краткосрочных курсах осваивать новую технику. Иногда случались катастрофы - гибли лётчики, разбивались машины. Чаще всего трагедии происходили, когда трасса только начала действовать. Причин ЧП было много. Одна из них - непривычная и неизученная местность, сложная для ориентирования. И карты поначалу были неточные.
Самолёты США превосходили наши по технической оснащённости, но не были предназначены для полётов в сибирских суровых условиях. Поэтому лопалась резина шасси, замерзала тормозная жидкость. То есть из-за конструктивных недостатков самолётов, которые боялись сильных морозов, также случались аварии и требовалось адаптировать технику к нашему климату.
Сложными были метеоусловия. Зимой - стужа, летом - сплошная облачность из-за циклонов. Осенью и зимой частыми были туманы. Американцы говорили, что в таких условиях могут летать либо сумасшедшие, либо русские...
Чтобы самолётам было проще и безопаснее летать над нашей страной, Государственный комитет обороны поставил задачу заводу № 327 (ныне ФГУП «НПП Радиосвязь»), эвакуированному из Ленинграда в Красноярск в августе 1941 года, создать радионавигационные маяки. Они предназначались для вождения по секретным курсам и слепой посадки самолётов. В короткий срок специалисты завода разработали радиомаяки «Колба», в том числе благодаря которым за оставшиеся три года войны на территорию СССР поступило 7902 американских самолёта. Кстати, по Алсибу не только перегоняли самолёты, но и перевозили грузы - военное оборудование, золото, слюду, продовольствие, оборудование для госпиталей и даже инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин. Трасса Аляска - Сибирь всю войну перевозила дипломатов и военных специалистов. Тут летали, например, послы СССР в США Литвинов и Громыко, американские генералы, а в 1944 году - вице-президент США Генри Уоллес.
Героизм тружеников трассы Алсиб получил высокую оценку: Первая перегоночная авиадивизия 5 ноября 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты - орденами и медалями. Получила медаль «За победу над Германией» и Валентина Георгиевна Овчинникова. Кстати, именно в Якутске она познакомилась со своим мужем - авиатехником Четвёртого авиаполка перегоночной дивизии Александром Ряховским. 60 лет прожили алсибовцы, ветераны аэрофлота, в счастливом браке. Десять лет как не стало мужа, о Валентине Георгиевне заботятся две дочери, внуки, уже и правнуки появились. Бабушка гордится своими внуками, которые закончили вузы, знают по несколько иностранных языков. Живёт она в большой уютной квартире. Сама ходит в магазины, готовит, печёт пироги, убирает квартиру. На балконе выращивает цветы и овощи.
Валентина Георгиевна следит за событиями в стране. Она знает о том, что недавно начала действовать трасса, связывающая Сибирь с американским континентом, и считает, что эта линия будет лучшим памятником участникам Алсиба времён Великой Отечественной войны.