Новости
Он зажег «светоч науки» в Красноярске
Во вторник, 13-го ноября исполнилось 180 лет со дня рождения Николая Васильевича Латкина - основоположника научного изучения нашего края. В Красноярске, к сожалению, в отличие от Архангельска, Коми, Санкт-Петербурга нет памятных мест, связанных с его именем. Так же как, кстати, с именем его отца Василия Николаевича - ни памятников, ни названий улиц, ни мемориальных досок. Хотя оба они - и особенно Николай Васильевич - внесли выдающийся вклад в историю нашего края.
Латкин-старший родился в Вологодской губернии, он был одним из первых предпринимателей и интеллигентов коми. Значительная часть его жизни связана с Енисейской губернией. Он неоднократно приезжал по делам торговли, потом был записан в Канское купечество, здесь стал купцом 3-й гильдии. В 40-е годы XIX века жил в Красноярске, управлял золотыми приисками петербургского дворянина Д.Е.Бенардаки. Миллиардер Дмитрий Бенардаки тогда был одним из самых богатых людей в мире - крупнейший помещик с десятками тысяч крепостных душ он владел заводами, пароходами, банками и золотыми приисками на Амуре, в Иркутской губернии и енисейской тайге. Частью этих приисков и управлял Василий Латкин. Он стал крупным специалистов в области золотодобычи. Написал известную книгу «О золотопромышленности Сибири». Создал собственную компанию, разбогател. Это он принес в северо-енисейскую тайгу новейшие американские промышленные технологии добычи золота. Занимался благотворительностью. На его деньги (а также еще нескольких купцов) была открыта городская публичная библиотека Красноярска. Наш город он любил, именно здесь хотел открыть первый сибирский университет, но против выступил генерал-губернатор Муровьев-Амурский.
Латкин-старший был не только предпринимателем, но и крупным ученым, просветителем, путешественником, исследователем русского Севера, общественным деятелем, видным членом Русского Географического общества, получил медаль Королевского Географического общества Британии. Во многом его судьбу повторил и Николай Васильевич. Он тоже был золопромышленником, геологом, экономистом и статистиком, историком, просветителем и благотворителем. Он также внедрял новые технологии золотодобычи, в частности, ввел на приисках гидравлическую разработку золотых песков. Он был географом с мировым именем - участником международных конгрессов (на конгрессе 1875 года он презентовал Красноярск на международной арене, издав к конгрессу книгу на французском языке о Енисейской губернии и выступив с докладом о Красноярском округе). Был членом Бременского, Лейпцигского, Венского Географических обществ, имел золотую медаль Русского императорского Географического общества за книгу «Очерки Северной и Южной системы золотых приисков Енисейского округа». Он оставил свой архив Красноярскому подотделу Русского Географического общества, финансировал Красноярский краеведческий музей, исследовательские экспедиции по краю.
Н.В.Латкин был одним из основоположников «сибирской литературы». Тогда в этот термин вкладывался не только региональный, но и тематический смысл. Было несколько чисто сибирских тем - местная этнография, тайга, тундра, тюрьма и ссылка и т.п., в том числе так называемая «приисковая тема». Латкин печатал в «Русском вестнике» очерки и рассказы о быте, экономической и административной эксплуатации приисковых рабочих, их бесправии, отвратительных условиях жизни, пьяном разгуле по возвращении с приисков. Написал даже роман «На золотых промыслах». Он не стал крупным писателем, однако, социальная проблематика «свинцовых мерзостей» сибирского капитализма, демократическая позиция Латкина (несмотря на то, что он сам был предпринимателем), оставили свой след в истории сибирской литературы.
Николай Васильевич Латкин родился в Архангельской губернии (потом он стал почетным гражданином города, в Красноярске почему-то такое звание ему не присвоили), учился в Петропавловском немецком училище Санкт-Петербурга, однако больше двух десятилетий прожил в Красноярске. Даже после своего окончательного отъезда в столицу, он до конца жизни поддерживал связь с Красноярском, приезжал, занимался исследованиями Енисейской губернии. Уже в Санкт-Петербурге, где он был загружен большой научной и общественной работой (был гласным Санкт-Петербургского земского собрания и Санкт-Петербургской городской думы), он написал большинство своих работ по экономике, статистике, финансам, истории нашего края. В том числе как основной автор Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона по Сибири, написал несколько десятков основательных статей этой Энциклопедии о Енисейской губернии («Красноярск», «Енисейск», «Минусинск», «Туруханск», «Нижняя Тунгуска», «Енисей», «Норильские озера» и т.п.).
В 1892 году свои публикации в «Енисейских губернских ведомостях» о нашем городе, книгу на французском языке для Международного географического конгресса «Красноярский округ Енисейской губернии» , он переработал выпустил на русском языке (вместе с двумя другими - «Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее» и «Очерк Енисейской губернии»). Как автор практически всех ведущих мировых географических изданий того времени, он опубликовал десятки статей о нашем крае в Вене, Лондоне, Париже, Женеве, Берлине. Он писал о пароходстве на Енисее, о Северном морском пути, о значении Трансиба для Красноярска, о проблемах образования в Енисейской губернии.
В столице Латкин продолжал заниматься благотворительностью. Он стал директором знаменитого Дома Милосердия в Лесном (недалеко от Санкт-Петербурга, сейчас это Выборгский район). Когда-то там появился первый частный приют для «раскаивающихся женщин, желающих возвратиться на путь честного труда». Потом Дом взяла под свое покровительство дочь Николая I великая княгиня Мария Николаевна, было создано два отделения - для бывших падших женщин и для детей. Девочки от 9 до 15 лет направлялись туда полицией. Латкин был одним из благотворителей, он строил Храм Преображения Господня при Доме, финансировал содержание несовершеннолетних воспитанниц (а их к тому времени было больше 500 человек), являлся почетным членом Совета Дома и Почетным благотворителем. За эту свою деятельность он получил специальную награду от императора Александра III. В середине 80-х годов XIX века после отделения детей от взрослых Латкин к многочисленным своим общественным обязанностям (в Императорском Русском Географическом обществе, Обществе для содействия русской промышленности и торговли, городской думе Санкт-Петербурга и пр.) стал директором приюта для несовершеннолетних - Дома Милосердия. В делах благотворительности участвовали и члены семьи Николая Васильевича. Там они и похоронены, их могилы сохранились слева от Никольского храма. Русская православная Церковь чтит их память, ежегодно в Лесном отмечается День Милосердия, есть там и памятные таблички.
Сын Латкина наш выдающийся земляк Василий Николаевич Латкин-младший тоже был одним из благотворителей Дома милосердия. Василий Николаевич родился и вырос в Красноярске. Он был членом ЦК «Партии 17 октября», депутатом Государственной Думы от октябристов, редактором октябристских изданий. За праволиберальные взгляды его критиковали и Ленин, и Троцкий, и другие большевики. Однако сам он вовсе не хотел быть партийным функционером. Даже еженедельник «Царскосельское дело» - один из печатных органов октябристов, редактором которого он был - превратился при нем из политического в краеведческое издание. В российской истории он остался вовсе не как политик, а как классик отечественной науки. Профессор Латкин возглавлял кафедру истории русского права Санкт-Петербургского университета (и, кстати, чуть не исключил из университета своего студента Александра Блока за неуспеваемость), редактировал главное издание правоведов того времени «Журнал Санкт-Петербургского Юридического Общества». Книги Латкина о русском вече, Земских Соборах в Древней Руси, при Иване Грозном, Алексее Михайловиче, о древнеславянских государствах, о западноевропейских представительных учреждениях, переиздаются и сейчас. Современные студенты-юристы учатся по его учебникам («Лекции по истории русского права» и «Учебник истории русского права периода империи»).
А вот Николаю Васильевичу в отличие от его сына (и, кстати, отца, некоторые труды которого переизданы в Коми) в этом смысле не повезло. Ни при Советской власти, ни в современную эпоху его работы не переиздавались, не считая энциклопедий и словарей. А он стоял у истоков научного изучения нашего края, был основоположником красноярского краеведения. В 1901 году передавая свой архив созданному красноярскому подотделу Русского Географического общества, который стал центром изучения Енисейской губернии, он писал: «Я не только сочувствую этому славному начинанию местных енисейских деятелей по изучению своего обширного края, но и радуюсь, что наконец-то в нашей отдаленной стране зажегся светоч науки».