Новости
Как создавался гимн для Бала ценителей музыки
__Эталон - пионерская песня______
Так уж сложилось, что в стане композиторов в основном одни мужчины, женщин не так уж и много. Возможно, дело в предназначении: слабая половинка человечества – хранительницы домашнего очага, сильный пол – созидатели, размышляет Наталья Попова, преподаватель детской школы искусств № 9, автор гимна Бала ценителей музыки.
Талант создания мелодий Наталья Валерьевна переняла от своей бабушки, которую когда-то сослали в Сибирь из Латвии.
- Несмотря на то, что бабушка была необразованной, она сумела привить мне тягу к творчеству, - вспоминает Наталья Попова. – Она сочиняла стихи, тут же придумывала мелодию, хотя как её превратить в ноты на листе бумаги, бабушка, конечно же, не знала. Позднее, после поступления в музыкальную школу, её мелодии стала записывать я.
Тогда же и сама Наталья Валерьевна попробовала себя на этой стезе, но серьёзно к увлечению не относилась. А вот когда свою жизнь раз и навсегда связала с музыкой, пришла работать в детскую школу искусств преподавателем, навыки сочинения мелодии пригодились. Где-то нужно было сделать обработку для хора или ансамбля инструментов, где-то сочинить конкурсное оригинальное произведение. К слову, Наталья Попова – лауреат и дипломант различных конкурсов композиторов – песенников регионального значения.
- В начале этого года главное управление культуры администрации Красноярска обратилось к нашей школе с просьбой сочинить гимн для Бала ценителей музыки, - рассказывает Наталья Валерьевна. – Нам озвучили пожелание, чтобы в его создании принимали участие дети. Видимо, сыграл тот факт, что учащиеся моего класса неоднократно становились победителями краевых и региональных конкурсов юных композиторов. Но так сложилось, что многие «звёздочки» к этому моменту уже окончили школу, и основной возраст моих учеников 8-11 лет. Согласитесь, что создание столь серьёзного произведения им ещё не под силу. Ещё один не менее важный момент – поэтическая основа. Текст гимна должен быть весомым и лаконичным, нести основную идею.
Понимая всю ответственность возложенного на школу задания, Наталья Валерьевна приступила к сочинению своего варианта музыки и слов. Как признаётся автор, ей не хотелось идти по пути популярных ныне гимнистических баллад, исполняемых в западной эстрадной манере. Поэтому за эталон она взяла пионерскую песню, мелодически простую и яркую. Такую всегда можно узнать по приподнятому, бодрому характеру, по частому присутствию в тексте местоимения «мы».
- На мой взгляд, именно это чувство общности талантливых детей благодаря творчеству необходимо было передать в гимне искусству, - рассуждает Наталья Попова. – Весной авторский вариант представили в главное управление культуры, и, совершенно неожиданно для меня, его одобрили. Летом я занималась тем, что расписывала хоровую партитуру, делала аранжировку. А в сентябре наш хор «Рассвет» под управлением Елены Соломатовой приступил к разучиванию гимна. Всего за месяц дети выучили сложное четырёхголосие, подготовились к концертному выступлению. Участники хора были просто окрылены мыслью, что именно им предстоит впервые исполнить гимн Бала ценителей музыки.
Безусловно, работа над его созданием проведена титаническая и кропотливая. Впрочем, и сама сочинительница считает, что писать музыку – это тяжёлый труд, требующий усидчивости, терпения, и, конечно же, таланта. За почти двадцать лет своей преподавательской деятельности у Натальи Валерьевны было немало способных учеников. Вот и сейчас одна из воспитанниц Натальи Валерьевны не перестаёт её удивлять.
- Моей ученице Евнике Манукян всего восемь лет, - делится Наталья Попова. – Про эту девочку можно сказать, что она разговаривает с космосом. Ребёнок создаёт совершенно взрослые мелодии, не свойственные её возрасту. Тут же подбирает под свою музыку слова. И мне, если честно, становится не по себе, когда я ловлю себя на мысли, что ещё года два-три я могу её чему-то научить, а потом как в истории с Бетховеном и Гайдном. Когда Гайдн приехал к Бетховену и продемонстрировал свои возможности, великий композитор ему сказал примерно так: «Молодой человек, мне нечего вам больше дать, вы можете смело идти своим творческим путём». Ещё одна из моих учениц Дарья Агафонова уже несколько раз становилась призёром престижных конкурсов.
А вообще за время работа в детской школы искусств Наталья Валерьевна выпустила уже много талантливых музыкантов. Есть среди них и те, кто тоже стал преподавателем и учит музыке уже своих воспитанников. И даже вернулись в родную ДШИ. Здесь же обучается по классу флейты дочь Натальи Поповой. Мелодии девочка пока не сочиняет, но кто знает, когда и в какое время может прийти муза. У её мамы вдохновение появляется совершенно неожиданно, и музыка совершенно естественно начинает звучать где-то внутри автора.
- Музыка - это мой воздух, - признаётся Наталья Валерьевна. – Если бы её не было в моей жизни, я даже и представить себе не могу, какой бы сложился у меня характер, какие люди вокруг меня бы окружали…Я преподаю в школе музыкальную литературу, проще говоря, учу детей любить музыку, постигать все её грани. В процессе восприятия музыкальных произведений каждый ребенок открывает в себе общечеловеческую способность эстетического отношения к миру. Я вот смотрю на своих учеников и замечаю, насколько занятия музыкой их преображают, они учат слушать и слышать, тонко чувствовать всё вокруг. Причём тонко в такой степени, в какой излишняя чувствительность даже мешает. Развивается воображение, у ребят становится совершенно другой взгляд, выражение лица. Красота музыки вносит в их внутренний мир частицу радости и умиротворения. Это окно в восхитительный мир гармонии с окружающим миром.
Читайте также: