Новости
Помощь по незнанию
Нужна ли кондуктору общая медицинская подготовка
Будний день. 12 ноября. Автобус № 31 подъезжает к остановке Луначарского: двери открываются, пассажиры начинают выходить из салона. Но вдруг одну пожилому человеку становится плохо: перед дверьми дедушка теряет сознание и падает.
Кондуктор, 24-летняя девушка, подбегает к престарелому мужчине, поднимает, усаживает его на сиденье. Тот приходит в себя, говорит, что всё в порядке. Но на всякий случай кондуктор вызывает скорую помощь. Водитель, посчитав, что ничего страшного не произошло, трогается, следует по пути маршрута со всеми остановками и доезжает до конечной Академгородка. Там экипаж дожидается врачей. Приехав по вызову, медики уже констатируют наступление смерти от сердечного приступа…
- По инструкции экипаж обязан был остановиться, высадить всех пассажиров, вызвать скорую и дождаться приезда медиков, - заявляет пресс-секретарь департамента транспорта администрации Красноярска Светлана Арсентьева. - Однако утверждать, что в гибели дедушки виноваты кондуктор с водителем, нельзя. Мужчина пришёл в сознание и сам отказался от помощи. А кондуктор доверилась его словам: ведь такие ситуации, когда пассажиру становится плохо, а потом состояние нормализуется, встречаются часто. Рассуждения некоторых граждан о том, что экипаж гнался за выполнением плана, беспочвенны, потому что данный маршрут обслуживает муниципальное предприятие.
Сейчас по факту смерти в общественном транспорте проходит проверка, правоохранители ищут и опрашивают очевидцев происшествия. Так, например, стало известно, что в этом автобусе ехал сосед дедушки. Он сообщил его дочери о происшествии, но в то же время сам предпочёл сойти на Луначарского, а не остаться с товарищем. Также появилась информация, что до этого дня у престарелого мужчины уже было два инсульта, и он ехал из аптеки, где купил лекарства. Впрочем, вряд ли эти подробности помогли бы кондуктору и водителю спасти человека.
- Для того чтобы определить, что у пассажира случился сердечный приступ, нужно обладать соответствующими знаниями, которых номинально у кондуктора нет, - рассказывает Светлана Арсентьева. - Ему даже не требуется обладать навыками оказания первой помощи, это установлено законодательством. По инициативе нашего департамента все муниципальные автотранспортные предприятия проводят обучение кондукторского состава. Но кондуктор этого автобуса Анжела работает всего два месяца и не успела его пройти.
С 2010 года из автомобильных аптечек полностью исключили все лекарственные препараты. Причина в том, что пострадавшим зачастую оказывали неквалифицированную помощь, из-за которой случались летальные исходы.
Есть и ещё одна проблема: с 2010 года из автомобильных аптечек полностью исключили все лекарственные препараты. Чиновники мотивировали это тем, что пострадавшим зачастую оказывали неквалифицированную помощь, из-за которой случались летальные исходы. Мол, в Евросоюзе всё по-другому, и нужно стремиться к их стандарту. В итоге под рукой автомобилистов осталась куча бинтов, жгуты, пластыри, ножницы и трубка для проведения искусственной вентиляции лёгких.
- Даже в автокурсах изменили предмет «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему» и исключили из него слово «медицинской», - рассказывает заместитель председателя Красноярского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Владимир Черепанов. - Я считаю это большой ошибкой. Во многих ДТП люди получают ожоги, испытывают болевой шок, и не всегда скорая успевает спасти человека. Очевидцы же не могут оказать помощь, потому что под рукой у них нет даже обезболивающего.
Как говорит Владимир Еремеевич, преподаватели-медики и рады были бы поделиться с будущими водителями своими навыками, но образовательный стандарт не позволяет. При этом что интересно: большую часть важных медицинских знаний передавать запретили и параллельно обязали автошколы обеспечить учащихся дорогостоящими тренажёрами (манекены, на которых отрабатывают искусственную вентиляцию лёгких и непрямой массаж сердца).
Непредвиденные ситуации, как известно, происходят не только на автодорогах. Неотложная медицинская помощь может потребоваться на любом виде транспорта.
- В поездах дальнего следования прописан чёткий алгоритм действий проводников и начальника поезда, если одному из пассажиров стало плохо, - рассказывает специалист пресс-службы ОАО «КрасЖД» Ольга Гацко. - На ближайшую станцию следования поступает информация, туда приезжает медицинский работник, который принимает решение, оставлять пострадавшего на станции или он может продолжить путь. Когда перегон большой, то по громкой связи в поезде звучит объявление: «Есть ли среди пассажиров врач, просьба пройти в указанный вагон».
Аптечка в поезде тоже имеется. Но в ней, в отличие от автомобильной, есть стандартный набор медикаментов. Некоторые составы даже оборудуют приборами, снимающими электрокардиограмму, только использует их не персонал поезда, а врач с ближайшей станции. Проводников, как и водителей, специальным медицинским знаниям не обучают: при устройстве на работу они проходят почти такой же курс оказания первой помощи.
Похожая ситуация, как рассказала старший инженер по охране труда ГПКК «КрасАвиа» Елена Чепелова, наблюдается и на воздушных судах. Правда, стюардессы в отличие от проводников проходят минимальную медицинскую подготовку и в случае чего могут помочь человеку. Естественно, по минимуму. Большего закон не требует.