Новости
Чем заливают баки
От заправки до взрыва - один шаг
«Никогда не заправляйся АИ-92, - посоветовал Сергею друг-автолюбитель. - Бензин в Красноярске грязный». Мужчина говорил со знанием дела: когда его товарищ решил провести ТО своей новенькой «Лады», оказалось, что фильтр забит грязью. Автомеханик в сервисе пояснил: так действует на сложный организм автомобиля некачественный бензин.
Как говорят специалисты, загрязнение фильтра - ещё цветочки при потреблении некачественного топлива. В прошлом году в Красноярском краевом суде наконец-то закончилось дело о взрыве топливного бака дорогущего джипа, владелец которого имел неосторожность заправиться на одной из красноярских АЗС. Взрыв произошёл во время движения автомобиля. В сервисном центре выяснили: повреждён изнутри топливный бак, причина - некачественный бензин. Судебные разбирательства с АЗС продолжались два года, в конце концов владельцу пострадавшей машины удалось высудить у заправщиков 140 тысяч рублей.
Истории, когда машина подвела из-за бодяжного бензина, может рассказать чуть ли не каждый автовладелец. У кого-то чернеют свечи зажигания, у кого-то авто останавливается посреди трассы, а у кого элементарно - не заводится. Статистики случаев поломки механизмов из-за некачественного топлива в краевом центре нет. Однако даже сами поставщики топлива отмечают: половина поступающего на рынок бензина не отличается хорошим качеством.
- С тех пор, как в 2005 году была упразднена нефтеинспекция, никто контролем качества бензина не занимается, - констатирует депутат Законодательного собрания Красноярского края Владислав Зырянов. - Эти функции формально переложены на Госстандарт, но штаты и средства, выделяемые на контроль, несопоставимы с объёмом контрафактного и некачественного бензина, поступающего на рынок.
Красноярский депутат ещё в 2006 году инициировал принятие Государственной думой поправок в федеральное законодательство в части увеличения штрафов за торговлю некачественным топливом с 50 тысяч до 300 тысяч рублей. Госдума эту инициативу отклонила. Летом этого года вновь был поднят вопрос о необходимости контролировать качество бензина. На встрече с полпредом президента РФ по Сибирскому федеральному округу заместитель министра промышленности и энергетики Красноярского края Александр Климин заявил, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведёт переговоры о передаче полномочий по контролю за качеством ГСМ на региональный уровень. «Выбраны три региона, которые станут пилотными площадками для реализации данного проекта. Это Москва, Нижегородская область и Красноярский край. По плану во втором полугодии 2012 года орган, занимающийся контролем качества топлива на розничном рынке, должен появиться», - отмечал тогда Климин.
Статистики случаев поломки механизмов из-за некачественного топлива в краевом центре нет. Однако даже сами поставщики топлива отмечают: половина поступающего на рынок бензина не отличается хорошим качеством.
Впрочем, на этом разговоры о создании регионального контролирующего органа и закончились. Хотя, как считают аналитики, сегодня самое время подумать о повышении качества топлива. С января 2013 года страна переходит на новый технический регламент по нефтепродуктам, на автозаправках запретят продавать бензин и дизтопливо ниже стандарта Евро-3. От НПЗ уже сегодня требует более глубокой переработки нефти.
- С одной стороны, на бумаге правительство пытается принудить нефтеперерабатывающие компании к увеличению экологичности топлива, а с другой - на АЗС контролем качества никто не занимается, - недоумевает Владислав Зырянов. - И если какой-то коммерсант попадётся с бодяжным топливом, максимум что ему грозит - штраф в размере одной миллионной доли от незаконно полученной прибыли. Но пока федеральная власть не выработает чёткой позиции в этом вопросе, нефтетрейдеры так и будут торговать чем попало. А мы с вами должны по вкусу, запаху, цвету и совету соседа ориентироваться на этом рынке.
Как говорят специалисты, простому потребителю действительно сложно оценить качество топлива, которое он заливает в бак своего автомобиля. Порой не знают, чем торгуют, и индивидуальные предприниматели на автозаправочных станциях.
- В Красноярске не все ИП и ООО, занимающиеся торговлей бензина, имеют лаборатории. Хотя по правилам хранения и реализации нефтепродуктов должны осуществлять входной и текущий контроль, - говорит начальник отдела инспекции государственного надзора СМТУ Ростехрегулирования Ольга Шперко. - То есть контролировать приходящее топливо они не имеют возможности. Заслон поставкам некачественной продукции на АЗС поставила бы специальная лаборатория, которая занималась бы производственным контролем. Уверена, предприниматели бы обращались в неё, чтобы провести экспресс-контроль привезённого машиной бензина.
Специалисты Ростехрегулирования считают, что создание ещё одной контролирующей организации, пусть и на региональном уровне, не принесёт ожидаемого результата. Ведь сегодня предприниматель прочно защищён от законного наказания за торговлю некачественным топливом. Федеральный закон № 294 предписывает проверять бизнесмена раз в три года, да ещё предупреждать его заблаговременно о намеченном контроле. Даже по жалобе потребителя владельца АЗС должны предупредить о внеплановой проверке за сутки. В результате при проверке на заправке оказывается совершенно не тот продукт, который залил жалобщик.
Как говорят в Ростехрегулировании, красноярцы уже разочаровались в контролирующих органах. Если в прошлые годы в поисках правды сюда приходило несколько десятков пострадавших автомобилистов, в этом году - всего пятеро. Ведь отдачи от проверок практически нет. Доказать вину продавца палёного бензина даже в судебном порядке достаточно сложно.
- Создание лаборатории, о которой я уже говорила, окажет большую помощь и предпринимателям-продавцам, и потребителям нефтепродуктов, - считает Ольга Шперко. - Если мы хотим, чтобы этот рынок цивилизованно развивался, нужно оказывать ему содействие.
В Красноярском крае сегодня анализ представленных Ростехрегулированием образцов бензина проводит центр испытаний и экспертиз ФГУ «Красноярского ЦСМ», он имеет аккредитацию для работы с госорганами. Как говорит руководитель центра Ирина Бахвалова, представители Красноярского центра стандартизации, метрологии и сертификации не раз писали письма в свой головной орган - Росстандарт - с просьбой создать краевую площадку по проверке качества топлива, но ответа так и не получили.
В краевом министерстве промышленности и энергетики также говорят об отсутствии каких-либо резолюционных вестей из столицы. С одной стороны, краевое правительство поддержало идею Росстандарта передать полномочия на региональный уровень и даже подготовилось к этому морально. А с другой - предлагаемое не было закреплено нормативно-правовыми документами.
- Не были определены источники финансирования организации площадки по контролю за качеством топлива, - говорят в министерстве промышленности и энергетики Красноярского края. - Руководствуясь Бюджетным кодексом, мы не понимали, на какие средства - федеральные или краевые - должны создавать новую структуру.
Действительно, в условиях дефицитного бюджета края сложно даже подумать о финансировании ещё одной контролирующей службы. Ведь речь идёт не только о наличии специалистов, а об организации развитой филиальной сети и хорошо оборудованной лаборатории. А это очень дорого.
- В крае уже возникали разговоры о создании такой службы, но всё сводилось к тому, что сами нефтяные компания должны финансировать контроль за собой. Но кто платит деньги, тот девушку и танцует, - говорит Владислав Зырянов. - В России проще и действеннее на федеральном уровне вернуть нормальный государственный контроль за сферой оборота нефтепродуктов.
Специалисты считают: на топливном рынке, возможно, что-то изменится в следующем, 2013 году. Сейчас правительственные структуры замерли в ожидании вступления в силу техрегламента Евро-3.