Новости
Не уподобляясь манкуртам
— Некоторое время назад популярный российский режиссёр Никита Михалков выдвинул предложение ввести в школах страны предмет под названием “100 лучших фильмов”. Идею эту в обществе восприняли неоднозначно, велась широкая полемика насчёт того, какие картины показывать — наши или иностранные, обсуждались прочие критерии отбора… Идея получила продолжение, и скоро в одном из городов страны в качестве эксперимента школьный предмет “Кино” появится. Хотя по-прежнему наверняка не известно, какие именно фильмы покажут детям.
Однозначно соглашусь с предложением Михалкова о нужности киноуроков современной молодёжи. Рассуждаю не как сторонний человек, но как профессионал, много лет отдавший театру и обучению молодых актёров и, кстати, когда-то работавший на “Мосфильме”.
Влияние на детей того, что сегодня льётся с экранов, колоссально. И крайне важно, чтобы это влияние было здоровым.
Я глубоко убеждён, что все дети за редким исключением понимают, что добро, милосердие и сострадание — это хорошо, что это главные качества, свойственные нормальному человеку. Личность воспитывает среда, именно она формирует поведенческие мотивации, это закон, известный ещё с древних времён. То есть всё то, что мы в детей вкладываем сегодня, что мы им демонстрируем — в жизни ли, на экране ли, — они нам выдадут завтра. В этом смысле искусство в целом и кино в частности — серьёзный инструмент духовного развития. И слово “духовность” в данном случае — ключевое. Надо понимать, что человек — разумное и одухотворенное существо, обладающее врождённым чувством совести, а не обезьяна с инстинктами. Тысячелетиями милосердие, добро, сострадание и целомудрие были основополагающими для большей части человечества. А сегодня нам пытаются внушать обратное, через масс-медиа, снимая фильмы о том, что мы негодная страна с уродливой историей. При этом воспевается алчность и зависть, гедонизм и эгоизм. Каких людей можно получить, если непрерывно показывать им сериалы про Гену Букина и няню Вику, или ещё более отвратительные иностранные аналоги?
Можно сказать, что наши некоторые телеканалы делают себе имя на бездуховности и безнравственности. Киноискусство же должно облагораживать, учить простым истинам и быть качественным продуктом.
Кино, снятое в советские годы, делалось весьма тщательно, это все признают. Каждый кадр практически любого фильма лаконичен, выверен и понятен. Если взглянуть на мосфильмовские сценарии тех лет, видно: прорисован каждый кадр, каждая мизансцена. А с экрана доносили до детей правильные нравственные тезисы. Например, такие, о которых повествует фильм “Тимур и его команда”, негласно запрещённый и незаслуженно забытый сегодня. Что в нём плохого? То, что дети в тайне и бескорыстно помогали немощным старикам и одиноким людям? Что в этом зазорного, чего тут стеснятся? Этому, напротив, надо учить современную молодёжь, которая благодаря плохим фильмам, пресловутым инсталляциям и перфоменсам превращается в безвольных манкуртов, рабов долларов, не помнящих своего прошлого.
Нам нужно показывать ученикам правдивые фильмы о Великой Отечественной войне — “Живые и мёртвые”, “Навеки 19-летние”, “Горячий снег”, “Щит и меч”.
Я бы обязательно включил в список картин для школьников классику. Причём это должны быть старые отечественные фильмы, такие, как “Тихий дон”, “Анна Каренина”, “Преступление и наказание”. Замечу, что, когда иностранцы пытаются снимать подобное, у них выходит плохо, даже если артисты очень стараются. Дело в том, что ни американцы, ни немцы, ни французы не могут передать то скрытое послание, заложенное в сценариях по нашей классической литературе. У иностранцев метод переживания чувств, реакция отличны от наших, и, видя, как звезда Голливуда пытается играть в картине, снятой по Чехову, российский зритель чувствует дисгармонию.
Многое поведают молодёжи и лирические картины — без распущенности и разврата: “Дело было в Пенькове”, “Дикая собака Динго или Повесть о первой любви”, “Весна на Заречной улице”. Детям нужно это смотреть хотя бы для того, чтобы знать — есть на свете чистота и порядочность, дружба и благородство, скромность и истинная любовь. И иметь возможность выбрать эти ценности для своей жизни.