Новости

Сесар Альварес: «Оркестры пока не пострадали»

Сесар Альварес: «Оркестры пока не пострадали»

Из-за кризиса в Испании закрываются музыкальные школы

Сесар Альварес закончил Высшую музыкальную консерваторию в Овиедо. Потом обучался в течение трёх лет симфоническому дирижированию в Мадриде у известного педагога Бенито Лаурет Медиато, давшего ему глубокое музыкальное и человеческое воспитание. Затем получил стипендию для продолжения обучения в Московской государственной консерватории им П. И. Чайковского на кафедре оперно-симфонического дирижирования в классе Китаенко и Дронова. Также он в течение пяти лет посещал Международные музыкальные курсы в Лериде, где стажировался у Лазло Хелтай. Успешно выступал с оркестром Musica Viva в Штутгарте, с оркестром Московской консерватории, в качестве приглашённого дирижёра работал с Симфоническим оркестром Ентре Риос (Аргентина) и с Красноярским симфоническим оркестром.

В 1999-2000 годах началось плодотворное сотрудничество с Российским национальным оркестром, с дирижёром Владимиром Спиваковым. Именно в России испанский дирижёр превратился в зрелого мудрого исполнителя, прекрасного специалиста в русской музыке. Сесар Альварес был одиннадцать лет главным дирижёром Томского симфонического оркестра.

- Как случилось, что у вас, испанца, творческая биография началась в Красноярске?

  • Я попал в Красноярск в 1996 году, когда с Красноярским симфоническим оркестром работал китайский дирижёр Линь Тао. Мы с ним вместе учились в Московской консерватории.

- Что заставляет европейцев ехать учиться и работать в России? Ведь в Европе столько выдающихся дирижёров. Чего только стоит Клаудио Аббато.

  • Но Аббато не преподаёт. Конечно, в Европе существуют очень серьёзные дирижёрские школы, но российская школа всегда славилась талантливыми педагогами и выдающимися дирижёрами. Иностранцы особенно стремятся попасть в Санкт-Петербургскую консерваторию. Но я учился в Москве, и на тот момент был единственный студент из Европы. До этого изучал дирижирование в Мадриде. Ещё раньше учился в небольшом, но очень музыкальном городе Овиедо. Сегодня там живёт и работает первый состав «Виртуозов Москвы», коллектив, который Спиваков собрал ещё в 1980-е годы. Продолжить обучение за пределами Испании мне посоветовал мой педагог Бенито Лаурет Медиато. Он сказал, что в Испании я получил максимум, и чтобы дальше развиваться, нужно ехать либо в Америку, либо в Австрию, либо в Россию. Я выбрал последний вариант.

- Знаю, что Вам довелось поработать с самим Спиваковым…

  • Да, это было, когда играл с Российским национальным оркестром. Поддерживаем мы отношения и до сих пор, он меня приглашает для участия в различных проектах.

Раньше найти работу было легко. Молодые говорили: «Зачем получать образование, если можно и без него хорошо зарабатывать». Сегодня эти люди оказались на улице.

- Важно для дирижёра иметь свой оркестр? И вообще, о чём мечтает дирижёр?

  • У меня был свой коллектив и в России, и в Испании. Мне кажется, что помыслы в каждый период жизни свои. В двадцать пять лет, конечно, мечтал дирижировать Лондонским филармоническим оркестром и другими именитыми коллективами. Сейчас, когда мне сорок, я уже не стремлюсь к этому. Сегодня я найду общий язык с любым оркестром и смогу получить удовольствие от работы с музыкантами. Если раньше мог уехать работать на другой конец света, то теперь, когда у меня семья, дети, уже ищу что-то поближе к дому. Но если серьёзно, сегодня для меня решающую роль играет возможность выбрать концертную программу и солиста по-своему вкусу.

- В России говорят, что культура у нас существует в рамках Садового кольца. Хотя, конечно, на периферии культура тоже имеется, только на неё выделяется меньше денег, опять же большие расстояния не дают возможности артистам из глубинки вести активную гастрольную жизнь. Существует ли такое понятие, как музыкальная провинция, для Испании?

  • Музыкальная провинция есть в любой стране. Но российским музыкантам приходится сложнее. Ваша страна огромная. Расстояние от Москвы до Красноярска - эти три Европы. Для меня очень легко жить в испанской провинции и работать в Мадриде, до которого всего три часа езды на машине. До Барселоны - четыре. Кроме того, у нас в стране не всё так централизовано, как в России. В восьмидесятые годы в провинции были созданы очень хорошие оркестры. У нас, например, не считается, что Мадридский оркестр лучше, чем оркестр Ла-Корунья. Правда, в последние три-четыре года из-за экономической ситуации всё быстро меняется. Что будет дальше, не знаю. Но для вас подобные проблемы не новы, у вас постоянно кризис и сложности с финансированием культуры. Вы привыкли жить плохо, мы ещё нет.

- А что поменялось в Испании в связи с кризисом?

  • Появилось много безработных. В 1960-1990-х годах было легко найти работу, где зарплата бы составляла три тысячи евро. Например, чтобы пойти рабочим на стройку, не нужно было учиться. Молодёжь говорила: «Зачем я буду получать образование, если и так смогу хорошо зарабатывать». Сегодня стройки остановились, и эти люди оказались на улице без образования, без всяких перспектив. Кроме того, в Испании до последнего времени было легко получить кредит. И большинство испанцев жили именно за счёт этого: покупали дома, машины... Теперь долги нужно отдавать, а нечем. Это, конечно, катастрофа.

- А как экономический кризис повилял на музыкантов?

  • Из них мало кто потерял работу. Это в большей степени коснулось педагогов музыкальных школ, которые перестало спонсировать государство. Часть из них закрылись, другие перешли на платное образование. Но студентов, которые могут платить за образование, стало намного меньше. Оркестры же содержит государство, и они пока держатся. Но что будет даже в ближайшие три месяца, трудно сказать. В следующем году бюджетных средств, выделенных на культуру, ещё меньше, чем в этом.

- А как же меценаты?

  • У нас эта система совсем не развита. В отличие от той же Америки нет законов, дающих льготы тем, кто поддерживает искусство. Богатые люди не привыкли тратить деньги на поддержку культуры, всегда этим занималось государство.

- А вообще, испанцы любят классическую музыку, ходят на концерты?

  • Да. Есть определённый класс людей, которые являются постоянными слушателями. Билет на концерт уровня Красноярского симфонического оркестра стоит примерно двадцать евро, то есть рублей восемьсот на русские деньги. Но многое зависит от солиста, который выступает с оркестром. Если, например, приедет ваш пианист Денис Мацуев, то стоимость билета возрастёт где-то до пятидесяти евро.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА