Новости
От Пандоры до полицейского из Майами
И никаких белых маек
Владелец трёх магазинов с яркими свитерами однажды решил немного расширить свой бизнес и обратился к талантливому рекламщику. Тот сделал скандальную серию плакатов, где изображались война, чума, катастрофы, болезни и совсем уж скабрезные картинки с лозунгом «Публичность United Colors». Что из этого получилось? Люди плевались, подавали в суд на создателей рекламной кампании, прилюдно осуждали. Но теперь магазины хитрого итальянца есть в каждом крупном городе мира.
«У вас может быть полтора пенса в кармане и никаких перспектив, но, стоя на углу улицы в новой одежде, вы сколько угодно можете купаться в мечтах, воображая себя Кларком Гейблом или Гретой Гарбо», - высказался когда-то Джордж Оруэлл. Даже великие не отрицали магию модного гардероба, когда одежда становится всем и даже чем-то большим. Но что влияет на тех, кто эту моду потребляет, как принимаются решения о том, что будет актуально завтра, и том, что непозволительно на себя надевать ни в коем случае? Мода никогда не существовала в вакууме и всегда искала каналы, по которым как можно более быстро и полно распространится информация о новых веяниях, последних тенденциях, совсем свежих трендах.
- Первыми носителями информации о моде стали куклы Пандоры, которых наряжали в Париже в последние модные новинки и рассылали по европейских дворам, где вельможи приказывали своим портным пошить им платье по кукольным образцам, - рассказала Людмила Алябьева, культуролог и редактор журнала «Теория моды» на открытой лекции во время КРЯККа-2012. - Путешествие кукол считалось настолько важным, что генералы порой прекращали сражение, пропуская Пандор. С XVIII века мода становится всё более массовой и из дворцов попадает на шумные улицы городов, начинают развиваться модные журналы, в которых, в частности, публикуются гравюры с изображениями модной одежды, позднее уступившие место модной фотографии. К концу XIX века модельеры приходят к мысли о необходимости внести в ход развития событий нотку театральности - так появляются первые парады мод, которые в XX веке станут неотъемлемой частью модного процесса.
А потом всё случилось очень быстро - в заговор с модой вступили современные глянцевые журналы, реклама, кино. Последнее стало настолько влиятельным, что однажды благодаря единственному кадру из обихода исчез предмет одежды.
В 1970-е годы кино превратилось в идеальную фабрику желаний. Ничто не покажет одежду во всей красе лучше, чем движущаяся картинка. Дизайнеры быстро распознали потенциал кинематографа и стали искать своих муз, которые могли бы представить их изделия в волшебном свете экрана. Эльза Скьяпарелли, которую сейчас знают далеко не все, творила одновременно со всем известной Коко Шанель. Тем не менее именно у Эльзы случается горячий роман с голливудским кинематографом в 20-30-е годы прошлого века. Все кинодивы любили, плакали, смеялись с экранов в её творениях. А Коко, которая уже добилась успеха в модной индустрии, в Голливуде не прижилась - слишком скучно и серо смотрелись её наряды на экране.
После войны самым ярким примером сотрудничества дизайнера и актрисы стал союз Юбера Живанши и Одри Хепберн, которую мастер одевал для всех фильмов. Естественно, эти платья захотели все модницы. Появилась целая сеть магазинов, где продавали скопированную одежду полюбившихся киногероев.
- В 1935 году вышел фильм «Это случилось однажды ночью», по сюжету которого герой Кларка Гейбла приютил юную богачку, - продолжает Людмила Алябьева. - Во время сцены подготовки ко сну, когда актёр снял рубашку, а под ней не оказалось майки, зал ахнул. В то время это был настоящий культурный шок - белые майки являлись обязательной частью мужского гардероба. После этого продажи маек упали вполовину. Потом они и вовсе ушли из обихода, оставаясь только атрибутом рок-н-ролльной моды и определённого стиля, но не обязательной нижней одежды.
А после фильма «Американский жиголо» с Ричардом Гиром, костюмы для которого готовил Джорджио Армани, всё случилось наоборот. В нём есть сцена, где главный герой готовится к сцене соблазнения и в какой-то момент начинает доставать из шкафа всю одежду и раскладывать её. У зрителей складывалось ощущение, что они пришли в бутик. Продажи после премьеры фильма выросли моментально.
Фильмы получили такую силу влияния, что не раз легализировали то, что до определённого момента считалось совсем уж дурным тоном. Так, привлекательный актёр Дон Джонсон в сериале 80-х годов прошлого века «Полиция Майами» появился в кадре в неприличном виде: его пиджак был одет на футболку, а не на отутюженную рубашку. Но настолько обаятельно выглядел полицейский Сонни, что зрителям ничего не оставалось, как дать себе разрешение на немыслимыйдоселе подвиг.
Магия визуального искусства в распространении модных тенденций настолько велика, что завораживает каждого. Можно не смотреть сериалы «Сплетница», «Безумцы», «Секс в большом городе» и не копировать наряды героинь. Можно не следить, затаив дыхание, за репортажами в прямом эфире с Недели моды в Нью-Йорке, Париже, Лондоне. Но в один момент смотришь на людей вокруг и вдруг понимаешь, что почему-то больше не удивляешься одежде со швами наружу, сочетанию юбки в горошек и блузки в полоску. А носочки с вечерними босоножками и вовсе смотрятся мило.