Новости
Эдхам Акбулатов: «Ждём нетривиальных идей»
_Площадкой серьёзного разговора о будущем Красноярска 29-30 ноября станет Сибирский федеральный университет. В главном учебном заведении региона пройдёт VIII городской форум «Новое качество городской среды». Он не будет рекордным по числу участников. Организаторы делают ставку на качество предложений, которые выработают эксперты, приглашённые к обсуждению проблем. Чего ждёт от форума власть - об этом разговор с главой Красноярска Эдхамом АКБУЛАТОВЫМ. _
- Эдхам Шукриевич, почему в этом году изменился формат городского форума?
- Этот форум - уже восьмой в истории Красноярска. На протяжении предыдущих участники, которыми были неравнодушные жители города, сформулировали проблемы, актуальные для краевого центра.
Пришло время нового этапа: найти пути решения этих проблем. А значит, и формат мероприятия должен быть другим. Таким, когда в обсуждении принимают участие профессионалы, эксперты, представители властных структур. Люди, которым есть что сказать, которые могут предложить решение проблемы, поспорить, отстоять свою точку зрения. Причём аудитория для подобного разговора не должна быть слишком большой по числу участников, иначе обсуждение организовать будет невозможно. Ещё и по этой причине выбрана площадка Сибирского федерального университета, где легко можно организовать одновременно несколько дискуссий в разных залах вместимостью от 70 до 200 человек. Я думаю, СФУ может стать не только главным учебным заведением региона, но и своего рода общественным центром, где постоянно обсуждаются важные для Красноярска темы.
Принципиально изменена и подготовка к форуму. Первую скрипку в организации мероприятия играют не чиновники, а представители деловых кругов и активно работающих общественных организаций. Оргкомитет возглавляет депутат Законодательного собрания, вице-президент «Деловой России» Виктор Владиславович Зубарев. За счёт того, что модерация площадок отдана в руки людей, не связанных напрямую с властными структурами, на мой взгляд, тоже повышается дискуссионность разговоров, привлекается круг участников с более широкой палитрой мнений, а значит, повышается вероятность рождения нетривиальных предложений по решению стандартных городских проблем. Это совсем иная ситуация, чем та, когда власть заранее готовит документ, приходит с ним к городскому сообществу и предлагает обсудить заданный вариант.
- Какой тогда Вы видите роль городской власти в этом форуме?
- Власть должна услышать все предложения, прозвучавшие на площадках форума, и учесть их. Конечно, в итоге ответственность за принятие того или иного предложения как руководства к действию всё равно придётся взять на себя власти. Но форум - возможность высказать все предложения, потом они будут осмыслены, проанализированы. Выбранным для дальнейшей работы власть придаст статус документов, чтобы планировать в том числе и затраты бюджета. Возможно, какие-то проекты будут направлены на краевой уровень.
Форум проводится не для отчёта, не для галочки. Мы собираемся, чтобы реально оценить положение дел и договориться о согласованных решениях.
- На форуме будет работать много площадок по разным направлениям, связанным с развитием инфраструктуры, экономики, социальной сферы. Какую площадку планируете посетить Вы?
- Я бы с большим интересом послушал экспертов всех площадок, но это физически невозможно, потому что обсуждение будет идти параллельно. Тем не менее ознакомиться с выступлениями и предложениями, которые будут звучать во всех без исключения дискуссиях, смогу и я, и все заинтересованные горожане. Стенограммы выступлений будут доступны на сайте городской администрации, об основных предложениях, уверен, расскажут СМИ.
Я же планирую поучаствовать в площадках по обсуждению стратегии развития Красноярска и Генерального плана города. Это системообразующие темы, которые влияют на развитие всех сфер - экономики, транспорта, ЖКХ, образования, здравоохранения и так далее. Именно понимание того, как будет застраиваться Красноярск, даёт ответы на вопросы об организации жизни горожан. В какой доступности будут находиться детские сады, поликлиники, культурные учреждения. Где сконцентрируются промышленные площадки, какие производства там разместятся, как люди будут к ним добираться. На какие устойчивые внешние рынки эти производства будут ориентированы.
Фрагментарно ответить на такие вопросы невозможно. И навязать людям, по каким стандартам жить, тоже не получится. Приведу конкретный пример. Сейчас застраивается микрорайон Белые росы. Возникает вопрос: где будут организованы парковки? Архитекторы отвечают: на площадке рядом с грузовым районом Песчанка Красноярского речного порта. Но это же за несколько остановок, и явно люди таким предложением не воспользуются. Говорят, другого места нет. Но его нет по старым технологиям. Значит, надо искать и применять новые. И такой подход необходим в каждой составляющей проекта застройки города.
- Не боитесь повлиять на ход дискуссии? У нас же часто лакируют действительность перед начальством…
- Участники форума - это люди независимые, состоявшиеся, имеющие собственные убеждения. Им не нужно приукрашивать действительность. И вряд ли они начнут этим заниматься. Скорее, будут обострять проблемы, чтобы найти варианты решения. Именно такой подход и нужен.
Общество поставило проблемы. Дело специалистов - найти оптимальные пути решения.
- Среди заявленных участников форума очень много местных экспертов. Вы считаете, есть пророк в своём Отечестве?
- Свежий взгляд на проблемы, конечно, нужен. Поэтому практически на все площадки форума приглашены сторонние эксперты - из Москвы, Петербурга, из-за рубежа. Это специалисты, занимающиеся градостроительством, созданием новых производств, здравоохранением и другими темами. Я очень благодарен «Деловой России», которая взяла на себя расходы по приглашению внешних экспертов.
Но, действительно, большая часть участников - это красноярцы. И это правильно. Мы проводим городской форум, здесь обсуждаются проблемы Красноярска, ищутся варианты решения именно для нашего города, и никто лучше местных экспертов специфику не знает.
- Состав участников заранее органичен, или люди, у которых есть идеи, могут присоединиться к обсуждению непосредственно в день форума?
Это открытый форум. Но его темы определены заранее, обозначен и заявлен на сайте администрации круг проблем, которые будут обсуждаться. Поэтому каждый красноярец может познакомиться с тематикой, и, если у него действительно есть предложение, как решить обозначенную проблему, он может принять участие в работе форума, чтобы это предложение высказать.
На какой площадке, на Ваш взгляд, может родиться больше всего нестандартных, интересных решений?
Это очень сложно предугадать. Мы ничего не режиссируем, это будет живой процесс. И нельзя сказать, что лучшая оценка качества дискуссии - число нестандартных решений. Может быть, на какой-то из площадок, напротив, придут к выводу, что нового оптимального решения не существует и единственный приемлемый вариант - идти уже известным путём. Здесь принципиально другое: форум позволяет всесторонне рассмотреть проблему и выработать то или иное экспертное мнение, которое в дальнейшем будет учтено муниципалитетом.
- Как исключить во время дискуссии лоббизм со стороны бизнеса?
- Исключить - никак. И все предложения, возражения необходимо выслушивать хотя бы для того, чтобы знать эти мнения. Противопоставить лоббизму можно только осмысленную логику. Власть должна иметь собственную точку зрения, уметь её отстаивать, обосновывать свои решения.
Интересы власти, бизнеса и общества всегда соприкасаются. Приведу пример из сферы здравоохранения. На одном из круглых столов будет обсуждаться включение частной медицины в программу обязательного медицинского страхования. Вопрос не стоит в том, допускать частную медицину в систему ОМС или нет. Это данность. Договориться необходимо о другом: как и какие услуги в Красноярске по программе ОМС могут быть переданы частным клиникам. Необходимо выработать правила игры, которые исключили бы поспешные решения, такие, например, которые кратковременно снимают остроту проблемы, а в перспективе её только усугубят. Чтобы такую систему разработать, нужно услышать специалистов, работающих в структурах разных форм собственности.
- Краудсорсинг, то есть привлечение к поиску решений людей со стороны, сейчас очень популярен. Но в таком способе много непродуктивных идей, так называемого белого шума. Как распознать среди всех гениальную?
- Количество белого шума прямо пропорционально компетентности участников дискуссии. На Красноярский городской форум приглашены специалисты в своих областях, значит, уровень некомпетентных идей будет минимальным.
И я чётко понимаю, что на одном форуме решения по всем болевым точкам найти не получится. Возможно, выработанные предложения окажутся неидеальными. Но это означает лишь одно: такое общение экспертного сообщества и власти должно быть перманентным. Во время форума могут логично сформироваться группы специалистов, в рамках которых эксперты будут потом неоднократно встречаться, обсуждать прозвучавшие предложения, анализировать их более глубоко, рассматривать с точки зрения плюсов и минусов. Тем более что в Красноярске площадка для такого общения кругом экспертов до 20-25 человек уже есть. Она появилась во время выборов на пост главы города. Я говорю о дискуссионном клубе «Новый Красноярск». Он продолжает свою работу, и будущими темами его заседаний как раз могут быть те предложения, которые прозвучат на городском форуме. Возможно, необходимо будет заказать исследования, выезжать в города, где есть положительный опыт решения подобных проблем, но именно составом экспертов, а не группой чиновников. Всё это вместе как раз даст выверенные с разных сторон решения, внедрение которых в городскую жизнь сможет принести максимальный положительный эффект.
Программа Красноярского городского форума
29 ноября Библиотека СФУ (пр. Свободный, 79/10)
10.00-11.45 Пленарное заседание «БОЛЬШОЙ КРАСНОЯРСК: КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
АКТОВЫЙ ЗАЛ, 1-й этаж, Б 1-01
__Цель: __определение основной тематики Красноярского городского форума. Позиционирование Красноярска среди крупных российских городов, определение наиболее перспективных конкурентных преимуществ и качества жизни в «Большом Красноярске».
Ожидаемые результаты:
дальнейшее обсуждение поставленных задач на переговорных площадках форума для формирования предложений по определению механизмов их решения;
предложения по сценарию развития «Большого Красноярска»;
направления, пути и возможности для трансформации и модернизации экономики города и улучшения качества жизни горожан.
12.00-14.00 Панельная дискуссия «НОВАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДСКИХ ПРОМПЛОЩАДОК»
АКТОВЫЙ ЗАЛ, 1-й этаж, Б 1-01
__Цель: __обсуждение возможных путей постиндустриального развития свободных промышленных площадей.
Ожидаемые результаты, выбор площадок:
где необходимо сохранить производство;
которые в текущих экономических условиях должны быть перепрофилированы под новые производства;
которые должны быть перепрофилированы на непромышленное направление - либо под жилую застройку, либо под рекреационные зоны.
12.00-14.00 Круглый стол «ЖИЛОЙ ФОНД: ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭКОНОМ-КЛАСС»
АКТОВЫЙ ЗАЛ, 1-й этаж, Б 1-01
__Цель: __выявить потребности города в жилье эконом-класса и выявить условия, при которых застройщики готовы решать задачу снижения данного дефицита.
Ожидаемые результаты:
выявить дефициты города в отношении объектов социальной инфраструктуры;
сформулировать интересы предпринимателей, найти точки их соприкосновения с муниципальными интересами.
12.00-14.00 Панельная дискуссия «МУНИЦИПАЛЬНАЯ И ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА: ВЗАИМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ»
АКТОВЫЙ ЗАЛ, 1-й этаж, Б 1-01
__Цель: __найти пути для синергетического сотрудничества муниципальной и частной систем здравоохранения.
Ожидаемые результаты:
выявить потребности и дефициты города в части качественных медицинских услуг;
достигнуть взаимопонимания о возможных направлениях и формах сотрудничества;
рекомендовать к подписанию протокол о намерениях выработки механизмов интеграции между городом и представителями частной медицины.
14.30-16.30 Презентация, дискуссия «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО: «РАЗМОРАЖИВАНИЕ» АКТИВОВ»
АКТОВЫЙ ЗАЛ, 1-й этаж, Б 1-01
__Цель: __определение основных механизмов управления государственной и муниципальной собственностью.
Ожидаемые результаты:
определение наиболее эффективных механизмов управления государственной и муниципальной собственностью;
реализация механизмов взаимодействия городского сообщества и исполнительной власти в процессе управления государственной и муниципальной собственностью.
14.30-16.30 Круглый стол «МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ПРОЕКТОВ»
АКТОВЫЙ ЗАЛ, 1-й этаж, Б 1-01
__Цель: __поиск новых механизмов финансирования проектов городского значения в условиях недостаточности бюджетных средств.
Ожидаемые результаты:
выявить положительные примеры различных форм финансирования городских проектов, в том числе из опыта других городов;
предложить логику реализации их применительно к конкретным проектам Красноярска;
предложить пакет банковских услуг для финансирования малого и среднего бизнеса.
14.30-16.30 Публичная презентация проекта «КРАСНОЯРСК - БУДУЩАЯ СТОЛИЦА УНИВЕРСИАДЫ-2019»
АКТОВЫЙ ЗАЛ, 1-й этаж, Б 1-01
__Цель: __создание условий по продвижению заявки города Красноярска и Красноярского края на право организации и проведения XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года.
Ожидаемые результаты:
- разработка предложений по позиционированию Красноярска как будущей столицы Всемирных студенческих игр для формирования плана мероприятий на 2013 год.
17.00-19.00 Панельная дискуссия «ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ»
АКТОВЫЙ ЗАЛ, 1-й этаж, Б 1-01
__Цель: __обсудить риски и возможности, которые город может извлечь из вступления России в ВТО.
Ожидаемые результаты:
определение видов деятельности, составляющих для Красноярска конкурентно-успешные направления;
выработка мер протекционизма в адрес местных производителей на уровне Красноярского края и Красноярской агломерации;
выработка предложений по подготовке и переподготовке специалистов, способных развивать экономику в условиях ВТО.
17.00-19.00 Дискуссия «БРЕНДИРОВАНИЕ ГОРОДА»
АКТОВЫЙ ЗАЛ, 1-й этаж, Б 1-01
__Цель: __определить возможные направления для брендирования Красноярска, определить содержание состояния бренда Красноярска в настоящее время.
Ожидаемые результаты:
определить существенные признаки и профиль существующего бренда города в настоящее время;
определить приоритетный профиль города для дальнейшего брендинга;
определить возможность соотнесения профиля бренда с существующими кластерами (и предполагаемыми);
сформулировать общие тезисы для ТЗ на проектирование бренда;
сформировать рабочую комиссию для общественного обсуждения выявленных проблем, подготовки предложений по их решению.
17.00-19.00 Дискуссия «РОЛЬ БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНЫХ ДОУ»
АКТОВЫЙ ЗАЛ, 1-й этаж, Б 1-01
__Цель: __развитие различных форм и видов частных детских садов: центров семейного доверительного воспитания, семейных детских садов и т. д. в Российской Федерации, как отдельного института дошкольной формы воспитания.
Ожидаемые результаты:
повышение информированности руководителей частных детских садов о способах и формах существующей поддержки;
установление контактов для дальнейшего сотрудничества между руководителями частных детских садов и банковским сектором, строительными компаниями, финансовыми организациями.
30 ноября Библиотека СФУ (пр. Свободный, 79/10)
10.00-12.00 Круглый стол АКАДЕМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ РЕАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: РАБОТОДАТЕЛЬ ДИКТУЕТ ТРЕНДЫ
КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ, 4-й этаж, Б 4-11
Цели: определить тренды развития профессионального образования города Красноярска, создать постоянно действующие переговорные площадки между работодателями и вузами Красноярска для обсуждения и согласования академических и профессиональных стандартов образования.
Ожидаемые результаты:
Определить существенные признаки профессионального образования Красноярска, ориентированные на профессиональные компетенции.
Определить приоритетные стратегии профессионального образования для ориентации на запросы рынка труда.
Определить возможность соотнесения профессиональных и академических стандартов для развития практико-ориентированного образования обучающихся в вузах, востребованных на рынке труда.
Сформулировать общие тезисы для ТЗ на проектирование профессиональных стандартов перспективных отраслей Красноярска.
Сформировать рабочую комиссию для общественного обсуждения выявленных проблем, подготовке предложений по их решению.
10.00-12.00 ____Дискуссия ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ СТРОИТЕЛЬСТВА
ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ УЧЕНОГО СОВЕТА, 8-й этаж, Р 8-06
Цель: выявление отдельных вопросов нормативного регулирования процессов градостроительной деятельности и связанного с ней землепользования, избыточно регламентирующих эту деятельность с позиций современного понимания градорегулирования, и оценка возможности их приведения в соответствие с таким пониманием.
Ожидаемые результаты:
Определение перечня проблем нормативного регулирования строительства для формирования плана мер управленческого и правового характера.
12.30-14.30 Панельная дискуссия НОВЫЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН КРАСНОЯРСКА
КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ, 4-й этаж, Б 4-11
__Цель: __обсудить возможные сценарии развития города, аппликативность международного опыта разработки стратегических градостроительных решений в Красноярске.
Ожидаемые результаты:
Сформировать общие подходы к разработке генерального плана города Красноярска.
12.30-14.30 ____Панельная дискуссия ВОЗМОЖНОСТИ ГЧП И МЧП
ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ УЧЕНОГО СОВЕТА, 8-й этаж, Р 8-06
Цель: рассмотреть положительные примеры ГЧП и МЧП на территории РФ и транспонировать их на красноярскую действительность, предложить логику поправок в краевой закон о ГЧП.
Ожидаемые результаты:
Выявить положительные примеры ГЧП в российских городах.
Определить направления, отрасли, в которых ГЧП и МПЧ обладает наибольшим потенциалом.
Предложить логику поправок в краевой закон о ГЧП.
15.00-17.00 Презентация, обсуждение ЛОГИСТИКА И ДИСЛОКАЦИЯ РИТЕЙЛЕРОВ
КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ, 4-й этаж, Б 4-11
Цель: обсуждение целесообразности и возможности выполнения требований по входу крупного ритейла на потребительский рынок в условиях мегаполиса.
Ожидаемые результаты:
Рекомендовать площадки для размещения ритейлеров.
Рекомендовать общие принципы входа ритейлеров и иных сетевых компаний на красноярский рынок.
Разработать рекомендации для администрации города и предпринимателей.
15.00-17.00 Круглый стол ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ УЧЕНОГО СОВЕТА, 8-й этаж, Р 8-06
Цель: стимулирование инновационного предпринимательства, совершенствование механизмов поддержки.
Ожидаемые результаты:
Формирование разветвлённой инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства на основе совершенствования связей элементов региональной инновационной системы.
Сокращение барьеров между заказчиками и исполнителями инновационных решений.
Формирование специализированной экспериментальной площадки для апробации и тиражирования инноваций на территории города Красноярска.
17.30-19.00 ИТОГОВОЕ ЗАСЕДАНИЕ