Новости
Легенды ковра о жизни и о себе
Не бывает чемпионов Олимпиад с приставкой «экс». Это звание остаётся навсегда. Анатолий Белоглазовв, Хаджимурад Магомедов, Ислам-Бека Альбиев и Адам Сайтиев - всё это олимпийские чемпионы разных лет, кумиры детворы и взрослого поколения. Турнир Сайтиева дал нам возможность побеседовать с героями спорта прошлого, узнать, чем сейчас живут те, кто ещё не так давно своими выступлениями срывал гром оваций на борцовских коврах всего мира. Во время турнира Белоглазов, Магомедов и Альбиев провели мастер-класс для юных спортсменов, с этого и началась наша беседа с Анатолием Алексеевичем.
Анатолий Белоглазов: «Коней на переправе не меняют».
- Думаю, не покривлю душой, если скажу Вам огромное спасибо за то, что посетили наш город и провели учебные занятия с юными спортсменами. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от общения с ребятами.
- Спасибо нужно говорить не мне. А Бувайсару и всем организаторам турнира. Как только поступило его приглашение, я отложил все насущные дела и вылетел в Красноярск. Понимаете, между борцами существует особое братство, мы одна семья, и выступая в одной команде, становимся родными друг другу, как братья. А просьба брата для меня закон. Ощущения же от мастер-класса самые приятные. Когда несколько десятков детских глаз внимательно смотрят за каждым твоим движением, ловят каждое твоё слово, испытываешь потрясающие эмоции. Олимпийский чемпион - это не только медаль, но и большая социальная ответственность, и перед детьми прежде всего.
- Все помнят Вас как прекрасного борца, бескомпромиссного, всегда отдающего всего себя на ковре, а чем Вы занимаетесь сейчас?
- Недавно мне поступило предложение возглавить сборную Белоруссии по вольной борьбе. Я с удовольствием его принял. Сейчас разбираюсь с тем, что осталось от прежнего руководства. После неудачной для белорусов Олимпиады в Лондоне спортивные чиновники и главные тренеры по многим видам спорта, в том числе и по борьбе, были уволены. Начинать придётся практически с нуля, в этом и состоит основной интерес работы. Поэтому юноши Белоруссии и не представлены на красноярском турнире. На данный момент ещё не успел разобраться в перспективах ребят, а ехать выступать просто так не по мне, я максималист.
- Вы затронули тему последней Олимпиады. Для наших борцов-вольников она тоже не стала триумфальной, всего одна золотая медаль. Это явно не то, что ожидали и болельщики, и специалисты.
- По поводу выступления россиян могу сказать одно: коней на переправе не меняют. А что вышло у нас? За несколько месяцев до главного турнира четырёхлетия меняют главного тренера сборной, причём без видимых причин. В итоге новому человеку банально не хватает времени, чтобы привести всех в оптимальную форму, кто-то был перегружен, кому-то, наоборот, не хватило физических сил. Как таковой команды не было. Все сами по себе. Неправильно был составлен план подготовки, не было единой программы. Ну и отбор в олимпийскую команду у нас, конечно, жесточайший. По своему уровню Чемпионат России если не превосходит олимпийский турнир, то стоит с ним на одном уровне. В результате после напряжённых схваток за право принять участие в играх многие борцы подошли к Олимпиаде опустошёнными и физически, и морально.
Адам Сайтиев: «Труд важнее таланта».
- Адам, я думаю, многим запало в душу Ваше печальное лицо после победы в финальной схватки сиднейской Олимпиады. Вы одержали самую важную победу в карьере любого спортсмена, но даже не улыбнулись. И только спустя сутки во время интервью признались, что очень переживаете из-за поражения Бувайсара. Со временем эмоции изменились?
- Безусловно, приятно осознавать, что ты олимпийский чемпион и это уже навсегда. Но, с другой стороны, на ту Олимпиаду мы ехали за двумя медалями, досадное поражение брата стало тогда для меня настоящей трагедией. Во всех схватках на тех играх я боролся за нас обоих. Но грусть от его проигрыша ещё долго не оставляла меня. Хотя со временем радостные эмоции от победы всё-таки пришли. Приведу простой пример: если у вас болит зуб, а вам дарят подарок, вы же будете думать прежде всего не о подарке, а о зубе. И то, что Бувайсар уступил, стало настоящей болью для меня.
- Насколько Вы частый гость в нашем городе? Скучаете ли по временам, когда были действующим спортсменом и проводили здесь много времени?
- Конечно, бывает такое. Ностальгирую по сборам, тренировкам, соревнованиям. Но сказать, что скучаю, не могу. Сейчас я постоянно живу в Хасавюрте, но в Красноярск приезжаю с большим удовольствием, хотя не так часто, как хотелось бы.
- Чем сейчас Вы занимаетесь, связана ли Ваша деятельность с вольной борьбой, или Вы открыли себя в другом деле?
- Я не такой активный в общественном плане человек, как Бувайсар. Поэтому турниров и других массовых мероприятий не организую, а просто занимаюсь с детьми в школе братьев Сайтиевых, передаю им свой опыт. А вообще, живу и получаю от этого удовольствие - от общения с близкими и дорогими людьми. Когда был профессиональным спортсменом, очень часто не хватало времени именно на это. После завершения карьеры произошла определённая переоценка ценностей. Теперь главное для меня - моя семья, и всё свободное время я провожу дома, но борьба тем не менее занимает важнейшее место в моей жизни.
- Вы внимательно наблюдали за всеми поединками турнира, скажите, разглядели ли среди юных спортсменов новых Сайтиевых?
- Талантливых и перспективных ребят хватает, ну а чего они смогут добиться дальше, зависит только от них. Одарённость в любом деле - это ещё не всё, на пути к успеху предстоит преодолеть множество преград. И главный помощник в этом - тяжкий, каждодневный труд на тренировках, только он сможет закалить по-настоящему и даст таланту реализовать себя на все сто процентов.
Хаджимурад Магомедов: «Красноярск - вторая Родина».
- Нравится Вам в Красноярске, Хаджимурад?
- Конечно, могу сказать, что Красноярск - это моя вторая Родина. Столько времени, будучи спортсменом, я здесь провёл: многочисленные сборы, тренировки, турнир Ярыгина, на котором я не просто участвовал, но и побеждал. И вообще, мне ваш город очень нравится. Встречают здесь всегда по-особому. Сибиряки гостеприимны, ну а красноярцы вовсе стоят особняком. То, как здесь любят борьбу и борцов, пожалуй, не имеет аналогов во всей России.
- Вы были выдающимся спортсменом, потом выбрали тренерскую стезю, нравится ли Вам работа наставника и что сложнее тренировать или тренироваться?
- Могу сказать откровенно - мне очень нравится то, чем я сейчас занимаюсь. Работаю старшим тренером сборной России по вольной борьбе. В основном в мои обязанности входит отслеживание перспективной молодёжи. Поэтому часто езжу по регионам и могу сказать, что талантливых ребят в России огромное количество и в южных регионах, в частности в Дагестане, откуда я родом, и на Урале, и в Сибири. Очень важно, чтобы спортсмен с самого юного возраста попал, так сказать, к своему тренеру, который будет ему наставником и в спорте, и в жизни. Что же касается вопроса сложности, здесь всё не так однозначно. Когда ты профессиональный спортсмен, ты отдаёшь всего себя тренировкам, подготовке к различным соревнованиям, а о глобальном совершенно не думаешь. У тебя есть целый штаб людей, которые делают всё, чтобы мысли были сосредоточены исключительно на борьбе. Когда же ты тренер, голова уже болит за всех воспитанников, и это, безусловно, очень тяжело, но какую же радость получаешь, когда твой борец побеждает на соревнованиях. Только ради этих моментов стоит тренировать.
- Взяли кого-нибудь на заметку по итогам турнира Сайтиева?
- Безусловно, есть очень перспективные ребята. Многие из победителей и призёров были мне известны и раньше, но и открытия состоялись. Имён называть не буду, не к чему это. Когда тот или иной спортсмен начинает любить себя в борьбе, а не борьбу как таковую, не к чему хорошему это не приводит. В моём детстве было достаточно ребят, превосходивших меня по таланту, но излишние похвалы и последовавшее за этим самолюбование их сгубило, в итоге никто ничего существенного не добился.
Ислам-Бек Альбиев: «Цель - победа в Рио».
- Ислам, позвольте поздравить Вас с победой на завершившемся буквально несколько дней назад Кубке европейских наций по греко-римской борьбе. Судя по итоговому счёту схваток, соревнования сложились очень легко, а как всё было на самом деле?
- Сборную Азербайджана в финале мы разгромили со счётом 7:0, но говорить о лёгкости не приходится, в борьбе вообще всё даётся очень тяжело. Мой поединок с Гасаном Алиевым складывался очень непросто, и я рад, что сумел одержать победу и принёс нашей сборной важное третье очко.
- Вы борец классического стиля, какие приёмы из Вашего вида спорта могут позаимствовать вольники?
- Во время мастер-класса я показывал ребятам работу в партере: как атакующие приёмы, так и защитные. Именно из этой позиции вольники могут заработать столь важные баллы. И техника классической борьбы им в этом, безусловно, поможет. Вспомните, сколько накатов из партера сделал Бувайсар на Олимпиаде в Атланте. Он очень удачно применил именно приёмы греко-римской борьбы, а соперники просто не ожидали от него такого, их не учили, как защищаться именно от этих атак.
- Вы стали самым молодым олимпийским чемпионом в истории греко-римской борьбы, но пропустили последнюю Олимпиаду. Вам всего 23 года, при желании Вы сможете выступить ещё не на одних играх, а на нескольких. Какие планы на Рио?
- Так далеко я пока не заглядываю. Конечно, это на сегодня моя главная цель, но идти к ней нужно постепенно. Впереди долгие три года, предстоит масса соревнований самого высокого уровня, они и покажут, кто есть кто. Буду здоров и готов, поеду на Олимпиаду, если нет, поедет тот, кто будет сильнее меня. Но если всё сложится хорошо, то моей основной целью станет победа. Словами не описать, что испытываешь, стоя на высшей ступеньке олимпийского пьедестала, это огромное счастье и удовольствие от того, что тяжёлая работа принесла свои плоды.