Новости
Выпустить в небо
Екатерина Королькова - экс-чемпионка России по спортивному скалолазанию в сложности, пятикратная победительница первенства России. Бронзовый призёр первенства мира и трёхкратная обладательница бронзовой медали на первенствах Европы. В 2007 году защитила диплом факультета физической культуры и спорта КГПУ и сосредоточилась на тренерской работе. Аспирант, пишет кандидатскую диссертацию под руководством доктора наук Леонида Сидорова.
В нашей беседе Королькова не выделяла особо свои международные успехи или завоёванный титул лучшей скалолазки страны. Считает, что каждое выступление, даже на первенстве Красноярска, было по-своему важным для неё, позволяло трезво оценить силы, справиться с волнением, проанализировать свою подготовку. Для каждого большого спортсмена окончание карьеры - шаг непростой и происходит при разных обстоятельствах. Королькова в спорте осталась. Она - тренер родной СДЮСШОР по скалолазанию им. В. Г. Путинцева.
- Ушла из спорта после того, как на чемпионате мира получила травму, - вспоминает Екатерина. - Пока лечилась, вышла замуж, родила сына Сашу, и как-то собственная спортивная карьера отошла на второй план. Правда, пыталась вернуться, готовилась к соревнованиям, выступала, потом уходила, снова возвращалась. Трудно совместить тренерскую работу и выступления на соревнованиях. Это я поняла ещё когда училась на пятом курсе и начала потихонечку тренировать детей.
Ура - заболела!
- Мне нравится быть тренером, и это вовсе не кошмар. Каждый день горю желанием, и оно пока у меня не уменьшается. Выбор сделала, быть может, потому, что у нас в семье много педагогов. Папа более 30 лет проработал в школе преподавателем физической культуры, одна тётя преподаёт химию и биологию, другая - немецкий и английский языки, а сестра - немецкий и французский. Куда же мне было идти после школы учиться, кроме как не на учителя или тренера? Общение с моими тренерами - сначала с Тамарой Гавриловной Стекольщиковой, потом с Любовью Павловной Захаровой - тоже оказало влияние на мой выбор профессии.
Начинала заниматься у Тамары Гавриловны Стекольщиковой, потом перешла к Любови Павловне Захаровой. Меня папа привёл в секцию в одиннадцать лет - ничего не понимала, но получала на занятиях большое удовольствие. Тамара Гавриловна меня просто отрывала от скального тренажёра. А я, как клещ, впивалась в зацепы и сопротивлялась. Кричала, что хочу ещё полазить. Если я болела и не ходила в школу, то это для меня было счастье: приходила на тренировки два раза в день. Тренеры давали мне щадящую нагрузку, но из зала не выгоняли. Говорила им, мол, я только два метра пролезу вверх, а дальше - не буду.
Александр II - это царь
Говорю ребятам, что тренер для вас - вторая мама. Все со всеми проблемами, вопросами приходите ко мне. Для меня самой тренеры были любящими, но требовательными мамами.
Вредных привычек нет: не пью, не курю, мужа отучила курить. Мы за это три боролись и победили. Очень рада, что благодаря моим стараниям хоть один человек бросил курить!
Я всё смотрела, как же Любовь Павловна семействует с мужем-альпинистом? Она летит в итальянские Альпы, а он - во французские или в Гималаи. Не видят друг друга неделями. У меня с мужем - Пашей Дёминым - похожая ситуация. Он скалолаз и столбист, сейчас готовит трассы, рельефы зацепов для соревнований. Сам придумывает и отливает зацепы невероятных форм. Может две недели колдовать над рельефом, а потом приходит и говорит, что он его разломал: разонравился. Сейчас Паша в Перми, а в течение года вылетает и в другие города - его часто приглашают. И у меня командировки случаются. Да даже когда мы оба дома - видимся редко. Утром ухожу - Паша спит, вечером прихожу из спортзала - его нет. Ложимся с сыном спать часто без него. Он приходит - спим уже мы с Сашей. В основном по телефону общаемся. Зато не успеваем надоесть друг другу. Скучаем, конечно, но у нас есть традиция, что воскресенье мы всегда проводим вместе. Откладываем все дела и идём, например, с сыном погулять в лес. Саше четыре года, он занимается горными лыжами в группе у Ильи Молтянского. Наш друг Александр Губанов, легендарный скалолаз, называет Шурика Александром Вторым.
Зайки корольковские
- Дети из моего первого набора повзрослели, некоторые показывают неплохие результаты. Валентина и Валерия Антоненко успешно выступают на российских соревнованиях, Валя стабильно попадает в финалы - один раз выиграла бронзу, а недавно в Калининграде заняла четвёртое место, а на первенстве России в своём возрасте - пятое. Является кандидатом в сборную страны по своему возрасту. Обязательно ли с самого начала настраивать воспитанников на результат? Раз мы работаем в спортивной школе, то успеваемость, естественно, оценивается по результату. С нас за это спрашивают. Правда, если бы подобного условия не было, то мы могли бы более системно поработать над развитием силы, гибкости, координации, других важных качеств, которые скажутся позднее - в юниорском возрасте или даже когда дети станут взрослыми. Но одного на всех рецепта нет: одни приходят в секцию уже хорошо готовыми физически, другие нет. Да и само развитие организма у ребят в детском и подростковом спорте происходит по-разному и в разное время. Поэтому один пришёл в зал и сразу залез на трассу, другой - только через месяц. На соревнованиях та же картина. Кто-то сразу в финал попадает, кто-то нет. Надо очень стараться и упорно тренироваться. Я сначала присматриваюсь к ребятишкам, не даю сразу большую нагрузку: могут испугаться и уйти из секции. Самых маленьких, да и не только их, я называю зайками. Наблюдаю за ними, смотрю, как они общаются, как ведут себя на соревнованиях. Это важно, чтобы помочь детям лучше реализовать их возможности. Организуем маленькие соревнования по доступным трассам, чтобы они почувствовали вкус спортивной борьбы и поверили в себя, не боялись стартов. Чтобы они зажглись духом соревнований и им хотелось поехать в другой город, выступить там, проверить свои силы. Тогда и на тренировки будут рваться, и работать с огоньком. У меня есть один мальчик - Антон, он недавно не смог выступить на первенстве СДЮСШОР из-за того, что приболел незадолго до соревнований и я не разрешила ему выступать. Так мама звонила, говорила, что сын плачет, и она не знает, что с ним делать. Ответила, что пусть он потерпит немного, зато к следующим стартам подготовится хорошо, разрешила прийти в зал и поболеть за своих. Тренеру в голове надо держать очень много факторов, чтобы знать, когда и почему применить тот или иной педагогических ход или изменить характер тренировочных нагрузок, смотреть на детские мордашки и следить, как ребятишки реагируют на нагрузки, предусмотренные тренировочным планом, и в случае необходимости вносить коррективы.
Если я болела, то это для меня было счастье: могла приходить на тренировки два раза в день. Тренеры давали мне щадящую нагрузку, но из зала не выгоняли.
Три медали и пирожок
- После соревнований мы всегда проводим разбор полётов. Разбираемся, где что было сделано правильно, а что нет. Объясняю, что всем сразу первыми стать невозможно. Следует пройти большой путь и правильно себя оценивать. Например, бывают соревнования, в которых дети выступают в возрастных группах, где разница в возрасте может доходить до четырёх и более лет. Вот и объясняю, что успех старших ребят закономерен, поскольку физически они сильнее, более рослые, поэтому надо просто продолжать тренироваться и не вешать нос. Полезны и победы, и поражения. С каждым спортсменом идёт индивидуальная работа. Смотрим видео, в том числе и о великих спортсменах, которые я нахожу в Интернете. Всё можно рассмотреть при желании: как асы ставят ногу на зацеп, как толкаются, как переносят вес тела. Надо это показать ребятам, объяснить всё так, чтобы они хорошо поняли. Потом веду их к тренажёрной стене, прижимаю ногу на зацепе, давлю на торс, чтобы возникло мышечное чувство, нужное для того или иного движения. Дети все разные, и к каждому ключик подобрать надо. Приходят ребятишки и с излишним весом, в основном мальчики. Впрямую про вес не говорю, чтобы не обидеть, но даю задание, например: к концу декабря ты, Петя, должен выполнить те или иные упражнения по физической подготовке. Намекаю, что и собственный вес должен немного уменьшиться. Сильно на детей не давлю. Но вот после тренировки к условному Пете подходит мама и суёт ему в рот пирожок: подкрепись, сынок. Приходится и родителей просвещать, рассказывать им про правильное питание: когда и что можно спортсмену кушать.
Тренер - это...
- У нас в СДЮСШОР все тренеры воплощают мечту детей - Алиса Ферминовна Грачёва, например: ушла на пенсию, сейчас занимается йогой, может танец живота исполнить, рукодельничает. Детишки просто влюблялись в неё, тянулись к ней - очень добрый, весёлый и светлый человек. Любовь Павловна Захарова - тонкий специалист: знает, когда на спортсмена надо надавить, когда пожалеть. Она, когда я готовилась к чемпионату России, приходила в зал только ради меня одной. Я считаю за честь работать в таком замечательном окружении. Кстати, у всех наставников отличное чувство юмора, и шутки, подколы помогают провести тренировку с пользой, но весело. Стараюсь не отставать. С ребятами из моей группы на улице Павлова готовимся к новогоднему празднику - организуем маскарад: маски, головные уборы соответствующие. Собираемся стихи читать, песни петь, весёлые конкурсы проводить, поэтому костюмы будут тренировочные. И призы, подарки - как же без них?! Говорю ребятам, что тренер для вас - вторая мама. Все со всеми проблемами, вопросами приходите ко мне, не стесняйтесь - вместе будем их решать. У меня у самой, когда была спортсменкой, тренеры для меня были любящими, но требовательными мамами. Быть тренером - это большая ответственность перед детьм, мы должны отдать их в семью, подготовить к жизни - сильными и здоровыми не только физическими, но и душевно.