Новости
Соседское противостояние
Дом продали вместе с жителями
В посёлке Дачном под угрозой выселения оказались несколько человек, в том числе и только что родившийся младенец. Собственник недвижимости начал распродавать жильё вместе с людьми. При этом, как говорят жители посёлка, фирма-собственник и раньше нарушала их конституционные права.
Дом, в котором живёт Оксана Калинина, много лет назад был ведомственным. Его получила ещё её мама. В 1983 году женщина приехала работать в подсобное хозяйство санатория «Енисей», в 1994-м в нём прописали и несовершеннолетнюю Оксану.
- Я здесь выросла, потом родила дочь, - рассказывает женщина. - В 2001 году решила её прописать, но не тут-то было. Собственник домов сказал, что прописал ребёнка, но, как оказалось, в домовую карточку её не занесли. Я это выяснила, когда в 2007-м решила приватизировать жильё. Мне в приватизации отказали - сказали, что дом продан акционерному обществу, а дочь в нём и вовсе не зарегистрирована.
Сейчас Оксана не может ни пособие на ребёнка получить, ни бесплатное питание в школе оформить - без прописки не положено.
В 1994 году имущественный комплекс санатория «Енисей» начали расформировывать. Красноярский краевой фонд профсоюзов заключил договор с ООО «Коммунальник» о купле-продаже посёлка. Согласно акту приёма-передачи, в собственность акционерного общества перешли десять жилых домов, коровник-телятник, свинарник, контора, склад, клуб, старый и новый гаражи, а также магазин и котельная. С середины 1990-х годов жители десяти домов посёлка Дачного живут в подвешенном состоянии. С одной стороны, они проживают здесь сколько себя помнят, а с другой - в рыночных условиях в любой момент могли оказаться выселенными. До сих пор ООО «Коммунальник», казалось, не вспоминал о жителях подведомственного посёлка, а в 2011-м предупреждение о выселении получили сразу три семьи с детьми - их дома акционерное общество продало вместе с людьми. Две семьи выехали и теперь, как говорят местные жители, снимают жильё в городе, а одна женщина повесилась.
- На неё просто психологически давили, - рассказывает Оксана Калинина. - Постоянно ходили и требовали: освобождай дом. Каждый находит свой выход из ситуации, эта женщина свела счёты с жизнью.
У самоубийцы осталось четверо детей, выросли они в детском доме, но жильё за сиротами не закрепили. В посёлке поговаривают, что сейчас в этом доме проживает кто-то из работников «Коммунальника».
Вторая печальная весточка о выселении пришла в 2012-м. Извещение о том, что её дом продан, получила семья Сергеевых. Елена Викторовна только что обзавелась новорожденным внуком, решила его прописать, чтобы оформить документы малышу, но из УФМС России по Красноярскому краю пришёл ответ: 26 июня 2012 года право собственности на дом зарегистрировано на некоего Павла Владимировича. Следом объявился и сам покупатель - передал уведомление, что семья с младенцем должна покинуть помещение до 1 октября.
- Мы так и не успели приватизировать дом, - говорит Елена Сергеева. - Когда мама жива была, то не хотела, а потом «Коммунальник» не дал нам такой возможности. Вот и получается, что я всю жизнь здесь прожила, двух детей родила, внук здесь же появился, а теперь должна выезжать неизвестно куда. Внуку нужно операцию делать, а у нас ни свидетельства о рождении, ни медицинского страхового полиса.
Покупателя дома Сергеевых в посёлке Дачном знают. Мужчина и раньше проживал здесь с семьей, но десять лет назад оказался в местах не столь отдалённых - убил собственную жену. Отсидел семь лет, вышел по УДО и, говорят, сразу устроился всё в тот же «Коммунальник», якобы управляющим посёлком.
Посёлок небольшой, здесь всё рядом, дома покупателя и выселяемых стоят буквально напротив друг друга, но жители говорят: «Мы не общаемся». Бывшая тёща Павла Владимировича сейчас воспитывает двоих детей, оставшихся сиротами, дружит с Еленой Сергеевой, но повлиять на зятя, призвать к его совести не может.
- Жалко мне Сергееву, ей идти некуда, - говорит тёща покупателя Наталья Дмитриевна. - Слышала, что бывший зять её дом купил, собирается ещё и дочери (ей скоро 18 исполнится) жильё приобрести.
В посёлке твёрдо уверены: дом Сергеевой Павел Владимирович приобрёл для себя, ведь живёт он в бывшем магазине в маленькой комнатке, а недавно снова женился.
- Рассказывают, что следующие на выселение мы, - переживает Оксана Калинина. - Мне ещё никакого извещения не приходило, но говорят, что мой дом сосед решил купить для дочери.
Встревоженные жители уже обращались и к депутатам Законодательного собрания края, и к мэру Красноярска Эдхаму Акбулатову. Но в «Коммунальник» ни ногой - говорят, здесь их не желают даже выслушать.
В ОАО «Коммунальник» ситуацию с продажей жилья вместе с жителями не комментируют. Советник директора акционерного общества Михаил Широглазов считает, что не следует выкладывать карты перед прессой. Сейчас в дело о выселении красноярцев вступила городская администрация. Юристы департамента муниципального имущества и земельных отношений считают: есть надежда отсудить этот посёлок в муниципальную собственность. Сейчас в суде обжалуется сделка 1994 года. Если решение будет положительным, красноярцы, проживающие в Дачном, смогут бесплатно приватизировать свои дома.
НЮАНС:
Сегодня собственник вправе распоряжаться своим имущество как угодно и продавать недвижимость, в которой прописаны люди. Увы, но согласия жильцов, не имеющих ничего, кроме прописки, при совершении сделки купли-продажи не требуется.
Альбина КОМОВИЧ, уполномоченный по правам ребёнка в Красноярском крае:
- Сегодня закон защищает собственника. И если раньше в Гражданском кодексе существовала статья о согласовании с органами опеки отчуждения жилья у ребёнка, то с 2005 года её редакция изменена. Согласование происходит только в том случае, если в квартире проживает несовершеннолетний инвалид или оставшийся без попечения родителей. Мы много говорили о необходимости вернуть прежнюю норму, выходили с этим предложением в Законодательное собрание края, депутаты обращались в Государственную думу России. Но федеральные законодатели нас не поддержали.