Новости
Пойте вместе со мной
Музыка делает жизнь богаче
Вся жизнь Елены Семакиной связана с музыкой и детьми. Тридцать три года она учит ребятишек азам музыкальной культуры. Более двадцати лет проработала музыкальным руководителем в детских садах, последние восемь - специалист городского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга».
Конечно, с обычными дошколятами работать проще, но в определённый момент Елена Викторовна решила, что должна отдавать свою любовь и знания тем, кто нуждается в этом больше всего - детям-инвалидам. К этому её подтолкнуло трагическое событие её собственной жизни - она потеряла свою взрослую дочь.
- Вообще у меня очень благодарная профессия: как правило, редко кто не любит музыкальные занятия,- говорит Елена Викторовна. - Ребятишки с удовольствием идут ко мне. Мы с ними играем, поем, пытаемся осваивать простейшие музыкальные инструменты.
К ней приходят дети с различными патологиями: ДЦП, аутизмом, болезнью Дауна, есть инвалиды по зрению, слуху… Но всем им, независимо от возраста и психологического и физического развития, нравится музыка.
Мы присутствием на занятии по логоритмике. Елена Викторовна ведёт его вместе с педагогом-логопедом. Ребятишки очень маленькие, поэтому с ними разыгрывается целая история, как в гости к ним пришёл котик. Малыши с удовольствием гладят плюшевого котёнка, мяукают вместе с ним и угощают сметаной. А сколько радости им доставляет игра в кошки-мышки. Но больше всего крох завораживают музыкальные инструменты - трещётка, колокольчики и звонкий треугольник, которые им выдала Елена Викторовна. Маленький Рома берёт в руки трещётку, и пока играет, не может отвести от неё глаз: ребёнок пытается понять, как же получается такой громкий и необычный звук.
Конечно, положительная динамика в развитии - это заслуга работы всей дружной команды педагогов «Радуги». Ведь к реабилитационным мероприятиям ребёнка с ограниченными возможностями здесь подходят не только индивидуально, но и комплексно: с ним работают логопед, психолог, социальный педагог . Музыкальные занятия сопровождают учебно-воспитательную, лечебную и коррекционную деятельность.
Помимо занятий по логоритмике Елена Викторовна проводит также занятия по музыкальной терапии, ставит с ребятами обычные и кукольные спектакли, готовит вместе с педагогами, родителями утренники к различным праздникам. Надо сказать, что папы и мамы в последнее время с огромным энтузиазмом принимают участие в мероприятиях «Радуги». Ведь для них, как и для их детей, это одна из немногих возможностей выйти « в свет», пообщаться, поделиться своими проблемами. Ребятишки тоже рады контакту с другими людьми, для них общение со сверстниками - один из важнейших моментов в процессе реабилитации.
- Когда я пришла в «Радугу», - делится Елена Викторовна, - поняла, что особой методической литературы по музыкальным занятиям с детьми-инвалидами, по большому не существуют. И я разработал свою программу. В принципе в её основе лежит методика преподавания музыки в дошкольном образовательном учреждении, но есть, например, особенности в подборе репертуара, игр и так далее. В качестве базового материла для занятий берётся народная музыка, детские песенки.
Те, кто постоянно сталкиваются или общаются с детьми с ограниченными возможностями, знают, что путь к их сердцу найти бывает очень сложно. А музыкотерапия для таких детей помогает повысить доверие и взаимопонимание к тем, кто рядом, ускоряет прогресс в развитии. И хотя у некоторых ребятишек-инвалидов слабо развито представление о мире, нестабильная нервная система, плохая координация, они не могут долго удерживать своё внимание, но у них присутствует одно важное умение - подражательность, что можно использовать на занятиях пения и для элементарных музыкально-ритмических движений. Музыка воспринимается детьми, как нечто приятное, делающее жизнь богаче и интереснее, а самое главное то, что она доступна для каждого.
- Вы не представляете, как приятно видеть, когда ребёнок делает хотя бы маленький шажок в своём вперёд, - рассказывает Елена Семакина. - Ведь для некоторых наших подопечных тряхнуть несколько раз погремушкой - это серьёзный прогресс. Одно такое движение им стоит намного больше усилий, чем здоровому выучить музыкальную пьесу, например, на фортепиано. Но самое главное в моей работе - это положительные эмоции, который испытывает ребёнок, его радостный смех - лучшая награда. Отрадно осознавать, что я подарила хоть немного счастья маленькому человечку, на долю которого выпали огромные испытания в жизни.