Новости
Трудиться, общаться, развиваться
Реабилитацию детей будут проводить в увлекательной форме
На городском форуме служба социальной защиты населения Красноярска всегда поднимает злободневные вопросы. На нём обсуждали темы доступной среды, социального партнёрства, составления ресурсной карты города. Рассматривали концепция целевой программы «Успешная семья - успешный город». На форуме, который сегодня начал работу, также заявлена серьёзная тема, которую обсудят за круглым столом, - создание в Красноярске условий для развития самостоятельности, приобретения трудовых навыков, социализации подростков с инвалидностью. Рассказывает Наталья Боброва, руководитель главного управления социальной защиты администрации Красноярска.
- У многих детей с инвалидностью нарушена связь с окружающим миром, они ограничены в мобильности, в общении со сверстниками и взрослыми. Это серьёзная проблема. Чтобы восполнить этот дефицит, был создан проект «Полезное дело - достойная жизнь», цель которого - создание условий для нормализации жизни подростков-инвалидов и их семей через организацию центров дневной занятости. Финансирует проект российский Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На его реализацию выделено два миллиона рублей.
Работа начата в июле 2012 года. Уже сформированы целевые группы из детей с ограниченными возможностями и их родителей, проведены первые встречи, выявлены потребности семей. Состоялись экскурсии в Красноярский краеведческий музей, в музей В. П. Астафьева. Многие мероприятия запланированы в следующем году, но основное - создание центров дневной занятости с работой творческих мастерских, официальное открытие которых состоится в декабре 2012 года. Вопросы организации трудовой занятости подростков с инвалидностью в этих центрах и будут обсуждаться завтра на площадке городского форума. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть так же талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем. Мы хотим помочь ему проявить свои способности, создав для этого соответствующие условия.
- Опыт такой работы уже есть в некоторых социальных центрах города…
- Действительно, профессионально работают с семьями с детьми с ограниченными возможностями реабилитационный центр «Радуга» и центр социальной помощи семье и детям «Первомайский». И в том, и в другом учреждениях накоплен опыт организации трудовой занятости в условиях работы мастерских. С 2003 года в центре «Первомайский» реализовывался проект «Допрофессиональная подготовка подростков с инвалидностью в полиграфической мастерской». На базе центра «Радуга» создана учебная (тренировочная) квартира, где подростки учатся самостоятельности при минимальной помощи взрослых. То есть в этих учреждениях проводится серьёзная работа, о которой специалисты расскажут на круглом столе, но они не могут удовлетворить потребности всех семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, в социальных и реабилитационных услугах. Кроме того, многие семьи не могут привозить в эти центры своих детей - очень далеко. Чтобы приблизить помощь к семьям, и было решено открыть дневные центры занятости на базе восьми муниципальных учреждений социального обслуживания. Будет организована работа четырёх мастерских «Научусь трудиться - помогу родителям»: керамическая, полиграфическая, пазловая, сувенирная. Уже закуплено необходимое оборудование, расходные материалы. Для детей с особенностями в развитии это не просто возможность получить профессиональные навыки, которые, быть может, пригодятся в будущем. Благодаря занятиям они смогут развивать мелкую моторику пальцев, координацию движений, от этого зависит и развитие интеллекта. То есть в увлекательной форме с ними будут проводить реабилитацию.
- Одна из составляющих такой работы, наверное, - учить детей контактировать с внешним миром, друг с другом?
- Специалисты служб сопровождения семей с детьми с инвалидностью, готовясь к открытию центров занятости, проводили анализ потребностей этих семей. Выяснилось, что на первом месте стоят потребности материального и бытового характера. И это понятно. Но нас удивило, что многие семьи не отметили потребности в общении своего ребёнка с другими детьми. Возможно, потому что привыкли жить замкнуто. И это очень серьёзный вопрос. Большинству детей, вследствие заболевания вынужденным проводить в четырёх стенах практически всё время, трудно будет выстраивать отношения с окружающими в дальнейшем. Наш проект призван решать и проблему социализации детей. Они будут учиться общаться с другими детьми, с взрослыми в центрах занятости, а также выезжая на экскурсии. Чтобы дети проявляли активность и самостоятельность, чтобы сплотились и подружились, специалисты намерены регулярно проводить интерактивные игры. Также предусмотрено создание групп самопомощи: дети будут учиться помогать друг другу в преодолении трудностей.
Кроме того, в рамках проекта «Полезное дело - достойная жизнь» запланировано проведение Ярмарки успеха, на которой дети, участвующие в работе мастерских, представят результаты своего труда, своего творчества. Причём оценить успехи ребят мы пригласим и жителей, и гостей Красноярска. Это тоже важный момент социализации.
- В целевую группу проекта кроме детей входят родители. Их тоже предполагается обучать трудовым навыкам в мастерских?
- Социально-реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями предполагает обязательное участие родителей в том или ином виде. Что значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнёрство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Нам больше нравится термин «партнёрство», поскольку наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнёрство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками, опытом помощи детям, имеющим особые потребности. И в наших планах - проведение в следующем году конференции «Мой ребёнок - моя гордость», в которой примут участие специалисты учреждений социальной защиты населения и родители, воспитывающие как здоровых детей, так и детей с функциональными ограничениями. На ней взрослые смогут обсудить ход реализации проекта «Полезное дело - достойная жизнь», какие проблемы выявились, какие победы достигнуты.
Вообще, работа с родителями, которые воспитывают детей-инвалидов, ведётся постоянно. Например, в предстоящие выходные специалисты московского центра лечебной педагогики проведут семинар с элементами тренинга для сотрудников наших учреждений и родителей по вопросам взаимодействия друг с другом. Чтобы взрослые - родители и специалисты - вместе планировали процесс реабилитации, ставили задачи, договаривались о подходах к работе с ребёнком.
Может быть, в результате всей этой большой работы будет создана новая модель взаимоотношений «специалист - родитель», которую можно использовать не только в социально-реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями, но в работе с другими категориями семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.