Новости

Синий, красный, голубой

Синий, красный, голубой

Что выбрать - решать родителям

Первая встреча будущих учеников «Школы родителей» получилась трогательной и очень насыщенной. Сотрудники центра пригласили мам и пап, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на круглый стол, чтобы узнать, какие темы актуальны для таких семей. Оказалось, что болевых точек предостаточно. Встреча, предполагающая чёткое информирование, переросла в психологический тренинг для родителей.

- Многим мамам и папам нужно было просто выговориться, поделиться своими проблемами, выбранными вариантами их решения, - рассказывает Татьяна Шниткова, заведующая отделением психолого-педагогической помощи центра социальной помощи семье и детям «Доверие». - Некоторые говорили и плакали, через слёзы выходил накопившийся стресс.

Идея организации школы социального сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, возникла у специалистов отделения ещё в начале года - когда это новое подразделение центра только открылось.

- Социальный педагог, психолог нашего отделения в течение года провели более 130 консультаций для жителей города, - говорит Татьяна Викторовна. - В том числе, встретились с 23 семьями, воспитывающими детей-инвалидов. По итогам таких консультаций мы выявили круг тем, которые больше всего беспокоят мам и пап. Именно на их основе и сформировался курс нашей школы.

Родителей детей с ограниченными возможностями беспокоят проблемы взаимоотношений с окружающими людьми, адаптация ребятишек в обществе - детском саду или школе.

- Трудности возникают с тем, как окружающие воспринимают таких ребятишек, - отмечают специалисты центра. - К сожалению, зачастую от них стараются держаться на некотором расстоянии. И эта отстранённость идёт не от детей - они-то как раз непосредственны, не видят различий, готовы играть с каждым, а от взрослых. Надо менять их отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, тогда такие проблемы не будут возникать.

Ещё одна болевая точка: несоответствие мечты и реальности. Родители, ожидая появления малыша, заранее, пусть и условно, но планирует его жизнь. Когда рождается ребёнок с проблемами со здоровьем, планы и мечты не совпадают с действительностью.

- Особенно растеряны молодые мамочки, - рассказывает Татьяна Шниткова. - Они не знают, что им делать, куда обратиться за помощью и поддержкой, какие льготы им показаны. Специально для них мы планируем открыть специальную подпрограмму - школу для молодых мам. Кроме того, родители просят провести занятия для повышения собственной самооценки. У многих она ниже нормы. Мамы и папы считают, что они неправильные, раз у них родился ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Обвиняя, они загоняют себя в угол, испытывают депрессивные состояния. Мы должны помочь им. Также важно провести работу по коррекции страхов родителей. Они боятся за будущее своих детей, переживают, что с ними случится, когда родных не станет. Многие мамы и папы просто устали от повседневности, которая заполнена исключительно заботами о ребёнке. Им надо помочь расслабиться.

Первые занятия школы состоялись на этой неделе. Стоит отметить, что форму проведения занятий выбирали также сами родители на первой совместной встрече - круглом столе.

- Мы решили, что наша школа будет открытой - любой желающий может в любой момент подключиться к занятиям, - говорит Татьяна Викторовна. - Поскольку участники встреч будут меняться, невозможно выстроить занятия по нарастающей: от частного к общему. Поэтому школа построена модульно. Мы придумали для неё символичное название «Синий, красный, голубой - выбирай скорей любой». Синий модуль - это отдых и расслабление, снятие эмоционального напряжения и выгорания. Красный - тренинги по повышению самооценки. Голубой - интерпретация психологического состояния родителей по их рисункам. Также в рамках школы будут работать творческие мастерские, проходить индивидуальные консультации психолога и юриста, выезды на природу, экскурсии. Кроме того, мы сможем приглашать на встречи специалистов их других центров, если родители выскажут пожелание пообщаться с ними. Занятия будут проходить по понедельникам и четвергам с четырёх часов вечера, расписание будет обновляться ежемесячно.

Лариса Заболотская - одна из учениц школы.

- Общее мнение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: такие занятия нам очень нужны, - говорит она. - Мы - мамы и папы - тоже лишены общения, нам необходимы места для встреч, на которых мы бы могли обменяться опытом. Случается, что нам нужна помощь специалистов, чтобы найти правильный вариант решения жизненных проблем. Ведь иногда новый взгляд на привычные вещи крайне полезен. Планируется, что в школе откроются творческие мастерские, например, по рукоделию. Это тоже нужно, новое хобби позволит отвлечься от повседневных дел.

Специалисты центра отмечают: в школу родителей примут всех мам и пап, не только тех, кто воспитывает детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Практика показала, что к нам на консультации приходят самые разные семьи, не только те, кто относится к категории находящихся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, мы готовы принимать всех, нуждающихся в поддержке специалистов, - отмечает Татьяна Викторовна. - И мы, сотрудники отделения, тоже будем учиться в этой школе, узнаем, как конкретные проблемы решаются на практике, чтобы потом использовать эти примеры в своей работе.

Помощь психологов требуется, если у родителей:

низкая самооценка

тревожность

депрессия

страхи

эмоциональное выгорание

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА