Новости
Отопление без правил
Сколько градусов должно быть в автобусе
«Часто пользуюсь общественным транспортом. Зимой возникает вопрос: а приспособлены ли закупленные в Белоруссии маршрутные автобусы к нашим сибирским холодам? Какие морозы они могут выдерживать, и какая температура внутри салона предусмотрена нормами? Дмитрий».
- Да, действительно муниципальными автотранспортными предприятиями используются преимущественно автобусы семейства МАЗ белорусского производства. Эти машины за несколько лет хорошо себя зарекомендовали в условиях Красноярска, в том числе и в зимний период, - говорит Анатолий Зуев, заместитель руководителя департамента транспорта администрации города. - Мы продолжаем их приобретать - в конце прошлого года было дополнительно закуплено ещё 75 единиц, а самые первые служат горожанам уже семь лет. Базовая модель МАЗов немецкой конструкции, а многие силовые агрегаты, используемые минскими автобусостроителями при сборке этих машин, импортного производства. В соответствии со своими техническими характеристиками автобусы МАЗ способны функционировать в диапазоне температур от минус 40 до плюс 40 градусов.
И всё же, несмотря на гарантию производителя, на муниципальных автотранспортных предприятиях к зиме дополнительно утепляют подвижной состав.
- Сейчас автобусы ставятся на сезонное обслуживание, - говорит Станислав Шалимов, начальник производства МП «КПАТП № 5». - Особое внимание уделяется системе отопления, герметизации салона - устанавливаем на двери уплотнения. Водители сами чистят отопительные приборы, электрики проверяют вентиляторы отопителей, которые в связи с износом мы сейчас массово заменяем. Также реагируем на жалобы пассажиров и в некоторых автобусах меняем радиаторы отопления на новые, с большей теплоотдачей. Вообще подготовку к зиме мы начали ещё в августе.
Салон автобуса согревается двумя способами. Во-первых, работают электроприборы-отопители, которые обеспечивают циркуляцию тёплого воздуха внутри автобуса. Во-вторых, это трубопровод системы охлаждения двигателя, который проходит в стенках салона и отдаёт выработанное мотором тепло на обогрев салона. Зимой, поскольку тепла от силового агрегата становится недостаточно, включается жидкостный обогреватель, который дополнительно греет трубопровод системы охлаждения.
Специалисты МП «КПАТП № 5», куда на днях были приглашены СМИ, чтобы транспортники могли отчитаться о подготовке к зиме, пояснили что красноярские МАЗы - машины, так называемого, северного исполнения. В городах с более суровыми природно-климатическими условиями, например в Норильске, используются автобусы полярного исполнения. Они отличаются тем, что для застекления их окон применяются двойные стёкла с безвоздушной прослойкой по типу современных стеклопакетов, которые нынче ставятся в квартирах. Кроме того, в полярных автобусах протяжённость трубопровода системы охлаждения, проходящая через салон, увеличена вдвое.
Что касается температурных норм в автобусе, то, как оказалось, их не существует. Впрочем, согласитесь, практически невозможно обеспечить стабильную температуру внутри, когда автобус должен время от времени делать остановки и распахивать настежь двери, чтобы высадить и принять пассажиров. Поэтому основной упор делается на нормальное и бесперебойное функционирование всех систем отопления, на герметизацию, выражаясь языком жилищников, теплового контура - заделку щелей, уплотнение примыканий.
- Все эти накладки и уплотнители, конечно, не предусмотрены конструкцией автобусов, но ради комфорта пассажиров мы будем их ставить, - поясняет Станислав Шалимов. - Разумеется, с окончанием зимы все эти резиновые заплатки на дверях будут демонтированы.
Кроме общественного транспорта, работу которого обеспечивают муниципальные предприятия, в Красноярске есть и перевозчики частные. Они тоже в это время должны заниматься утеплением салонов своих автобусов.
- Есть ответственные частные перевозчики, которые серьёзно относятся к репутации своего маршрута и ведут подготовку подвижного состава к морозам, - говорит Анатолий Зуев. - Но есть и такие, которые не заботятся о пассажирах. Повлиять на них нам не так-то просто. По сути, единственный рычаг, которым мы можем пользоваться, чтобы воздействовать на перевозчиков, - это жалобы пассажиров. Имея такие сигналы, мы можем утверждать, что предприятие предоставляет услуги надлежащего качества и, таким образом, не соблюдает условия лицензирования. И только на основании обращений красноярцев мы можем предъявлять претензии к частным перевозчикам.