Новости

Только кнопка поможет вам

Только кнопка поможет вам

За что мы ненавидим рекламу

“Нас просто замучила реклама, — пишет в письме читатель газеты Иван Тимофеевич Дударев. — Невозможно ни кино, ни передачу нормально посмотреть. Только настроишься, втянешься в фильм, начинается рекламный ролик. И поскакали перед глазами шампуни, стиральные порошки, моторные масла… И так до бесконечности. Ещё замучила реклама самих каналов, когда рекламируют какой-нибудь фильм или телепроект. Бывает, по два месяца к ряду талдычат об одном и том же. Неужели они не понимают, что своими анонсами они только народ от себя отвращают? В общем, в последнее время всякое желание смотреть телевизор пропадает. Такое ощущение, что реклама по времени занимает больше времени, чем какой-нибудь фильм или программа. Хотя знаю, что по закону рекламу можно крутить не более девяти минут в час. Я даже с часами перед телевизором сидел — проверял. И выяснил, что не соблюдают наши телевизионщики закон. Подскажите, как с этим бороться?”

Наш читатель абсолютно прав. Согласно существующему закону “О рекламе”, общая продолжительность распространённой в телепрограмме рекламы не может превышать 15 процентов времени вещания в течение часа. То есть данная квота составляет всего девять минут. Причём, это касается всех видов рекламы, в том числе телемагазинов и информации о спонсорстве. Сюда же входит и совмещение рекламы с телепрограммой способом “бегущей строки” или иным способом её наложения на кадр. Указаны в федеральном законе и телепередачи, которые нельзя прерывать рекламными материалами. Это религиозные программы и телепередачи продолжительностью менее пятнадцати минут. Но тут есть одно “но”: эти передачи могут содержать спонсорскую рекламу, идти которая обязана в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач. Длительность такой рекламы не может превышать тридцать секунд. Нельзя разрывать навязыванием товаров трансляцию агитационных материалов, распространяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдуме. Что касается художественных фильмов, то они могут прерываться рекламой таким образом, чтобы продолжительность каждого рекламного блока не превышала четырёх минут.

Отдельной строкой в законе прописаны нормы, касающиеся детских и образовательных передач. То, что идёт меньше пятнадцати минут, прерывать рекламой нельзя. В телепередачах, идущих один час и более, реклама допускается, но в начале длительностью три минуты и столько же перед окончанием программы.

Регулирует закон о “Рекламе” и уровень звука во время трансляции рекламных роликов: он не должен превышать средний уровень звука программы. Параметры соотношения уровня звука определяются требованиями технического регламента. Красноярские телевизионщики утверждают, что в этом плане у них всё в порядке. “Претензии по уровню звука, по нашему опыту, связаны в большинстве случаев с субъективным восприятием зрителя, — говорит Сергей Рубцов, первый заместитель гендиректора “СТС-Прима”, директор “12 канала”. — Поясню: например, идёт какой-нибудь фильм, где события происходят ночью, и там нет громких сцен. Рекламный блок, прерывающий такой тихий фильм, конечно, будет казаться громче, хотя здесь технические показатели одинаковые. Но случаются и технические накладки, когда рекламный блок собирается из роликов, привезённых разными клиентами. В данном случае уровень звука не всегда соответствует среднему”.

Что касается вопроса о том, входят ли ролики по саморекламе в квоту рекламного времени, Сергей Рубцов ответил так: “Промопрограммы и анонсы передач не входит в девятиминутный объём рекламного времени, разрешённого законом. Однако все каналы выдерживают определённую пропорцию. Как правило, длительность материалов по саморекламе в часе вещания не превышает две-три минуты”.

— Зрители всё чаще относятся к телерекламе негативно и даже агрессивно, — констатирует старший преподаватель кафедры управления проектами Института управления бизнес-процессами и экономики СФУ Татьяна Дубовская. — Происходит это потому, что она вторгается в наше личное пространство без спросу, независимо от нашего желания. Кроме того, если первая реклама, появившаяся в России, воспринималось как нечто новое и изрядно развлекала нас, то сегодня она надоела, потому что годами используются одни и те же избитые рекламные клише, причём зачастую малохудожественные и примитивные. Надо отметить, что при помощи телевидения мы получаем информацию, которая воздействует на основные рецепторы восприятия — зрение и слух. Мы реагируем на неё инстинктивно, избежать этого возможно, только выключив телевизор.

За соблюдением законодательства в сфере размещения рекламы на телевидении обязана следить Федеральная антимонопольная служба и её территориальные подразделения. По словам заместителя начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяны Никитиной, за первое полугодие 2012 года ФАС России возбуждено более 5,5 тысячи дел о нарушениях закона “О рекламе”. Среди них почти нет дел, касающихся некорректной подачи рекламы на ТВ. Исключение, пожалуй, — сентябрьский случай с телекомпанией “СТРИМ”, но он не касается квотирования рекламного времени. Судебное решение было вынесено по поводу размещения телекомпанией в Новосибирской области рекламных роликов алкогольной продукции, что с июля этого года категорически запрещается.

К красноярскому телевидению у контролирующего органа претензий за последнее время не было. Но, скорее всего, это связано не только с безупречным поведением повелителей телеэкрана, но и с тем, что проверки на ТВ, касаемые длительности рекламных блоков или уровня звука, проходят нечасто. Как правило, они плановые или проводятся по заявлению и жалобам граждан. Так что если у вас есть претензии, то обратитесь с ними в УФАС по Красноярскому краю.

Пётр КОНСТАНТИНОВ, депутат Красноярского городского Совета:

— Причину того, что наши телеканалы злоупотребляют терпением зрителей, понять можно. Выживать телевидению, особенно провинциальному, в России непросто. Себестоимость телевещания у нас осень высока. Около 70—80 процентов доходов уходит только на оплату тарифов за связь. Учитывая, что проверки со стороны УФАС проходят редко и эпизодично, телевизионщики порой пользуются этим и “удлиняют”, особенно в прайм-тайм, рекламные блоки. Они не хотят упустить шанс побольше заработать.

История вопроса

Телевизионной рекламы в СССР, по большому счёту, не было. Первая реклама в кино, которую показывали отечественному зрителю вместо киножурнала перед фильмом, появилась в 1972 году в Ленинграде на киностудии документальных фильмов. Это был рекламный ролик “Шоколад” по сценарию Никиты Михалкова.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА