Новости

Региональный барометр показывает «пасмурно»

Региональный барометр показывает «пасмурно»

В Красноярском крае обнаружили признаки надвигающегося кризиса

Агентство «Финмаркет» опубликовало перечень российских регионов, в которых отмечены признаки надвигающегося кризиса. В их числе оказался и Красноярский край, причём сразу по нескольким критериям - рост бюджетного дефицита, снижение финансовых результатов компаний, что, в свою очередь сказывается на поступлениях в бюджет. В цифрах это выглядит следующим образом: по итогам трёх кварталов совокупная прибыль компаний, расположенных на территории края, снизилась на 35-37 процентов, а поступления от налога на прибыль - на 19 процентов. Между тем налог на прибыль на 80 процентов зачисляется в региональный бюджет и составляет достаточно значительную его часть.

Насколько стоит верить мрачным прогнозам?

- Сегодня в России работает ряд рейтинговых агентств, в том числе и международных, - говорит директор Красноярского филиала НАУФОР Виктор Прохоров. - Однако далеко не все они раскрывают методику, которую используют при проведении той или иной оценки. А не зная методики, трудно спорить или соглашаться с тем или иным утверждением. Конечно, по ряду экономических показателей край демонстрирует снижение. Но точно спрогнозировать последствия достаточно сложно. С другой стороны, мы имеем примеры негативного воздействия именно оценки рейтинговых агентств на экономику целых стран. В этом случае информация провоцирует дальнейшее развитие кризиса.

Ряд аналитиков, как федерального, так и регионального уровня, связывают нарастание напряжённости в регионах с «откатом» федерального центра в заявленной ранее политике децентрализации. Речь идёт, прежде всего, о финансовой децентрализации - пересмотре распределения налоговых поступлений. Так, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов говорит о том, что федеральный центр во всё большей степени перекладывает обязательства на регионы, не решая вопроса адекватного финансового обеспечения исполнения этих обязательств. На уровне налоговой системы это проявляется следующим образом: федерация забирает себе налог на добавленную стоимость, который легко администрируется и в наименьшей степени зависит от экономических катаклизмов. Регионам же оставляются проблемные налоги на прибыль и доходы физических лиц, которые всецело зависят от экономической конъюнктуры.

Федеральный центр перекладывает на регионы всё больше обязательств, не решая вопроса адекватного финансового обеспечения исполнения новых задач.

Пока что перекос решается за счёт возрастающего объёма межбюджетных трансфертов. Однако эксперты предупреждают: из-за роста расходных обязательств региональных бюджетов их совокупный профицит может снизиться с восьми-девяти процентов до пяти-семи. Таким образом, уже в 2013 году, возможно, придётся найти до 500 миллиардов дополнительных рублей, или один процент от ВВП, на финансирование растущих бюджетных дефицитов регионов.

Между тем большинство аналитиков сходятся на том, что параметры экономического развития страны, положенные в основу бюджета 2013-2015 годов, слишком оптимистичны. Ни заявленные темпы экономического роста, ни инфляционные прогнозы не представляются достоверными.

- Фактически Минэкономразвития закладывает в макроэкономический прогноз, на основе которого верстался бюджет, очень резкое улучшение инвестиционного климата. В то же время надежда на значительное увеличение объёма частных инвестиций ничем не обоснована, - говорит эксперт Высшей школы экономики Андрей Чернявский. - Мы пытаемся перейти на рельсы консервативной бюджетной политики, сокращая госрасходы по их доле в ВВП. В итоге все расходы зажимаются расходами на оборону и по социальным обязательствам. В наибольшей степени страдают расходы на национальную экономику и инвестиции, а также на поддержку регионов.

Попытка решить проблемы традиционно вертикальными методами, без передачи ряда полномочий - в том числе и финансовых - в регионы, ослабляет не только субъекты федерации, но и, как это ни парадоксально, сам центр, считает председатель совета Гражданской ассамблеи Красноярского края Алексей Менщиков.

- К сожалению, формат взаимодействия центра с Сибирью и Дальним Востоком по большому счёту не меняется в сравнении с прошлым и позапрошлым веками, - считает он. - Мягко говоря, речь идёт о колониальной политике. В своё время государь император создавал различные комитеты по управлению восточными регионами, сегодня речь идёт о корпорации Сибири и Дальнего Востока. Но принципиально ни политическую, ни экономическую ситуацию это не меняет. Колоссальные восточные пространства страны по-прежнему остаются на мировой периферии. И здесь необходимы принципиальные решения, основанные на том, что местная инициатива, без которой ничего невозможно, может основываться лишь на полномочном местном самоуправлении.

Стоит подчеркнуть, что потребность в децентрализации сегодня не равноценна сепаратизму 1990-х. Речь идёт отнюдь не о политической независимости от центра - это равносильно развалу государства.

- В определённом смысле сегодня, наоборот, нужно идти к централизации, - говорит Юрий Крупнов. - Федеральный центр должен отвечать за ситуацию в субъектах федерации и на муниципальном уровне.

Речь идёт, очевидно, о том, что вместо мифических приоритетов вроде стабилизации федерального бюджета на рубеже 2015 года необходимо перейти к реальным проблемам: укреплению финансовой основы в регионах и муниципальных образованиях не через систему трансфертов, а наращивая налогооблагаемую базу субъектов. В этом смысле перераспределение налогов отнюдь не самоцель. Речь идёт не о том, чтобы «отнять и разделить».

- Консолидированный бюджет края составляет примерно 175 миллиардов рублей, налогов на территории региона собирается 202 миллиарда, - полагает депутат Законодательного собрания Красноярского края Валерий Сергиенко. - Казалось бы, если оставить все деньги в крае - жить можно. Но мы не финансируем оборону, международную деятельность, и в этом смысле государство вправе претендовать на значительную долю региональных налогов. Другое дело - найти баланс: что должно быть государственным, а что региональным. Об этом идёт постоянный спор. Можно придумать более справедливую систему распределения. Но вопрос в другом. Мы должны собирать не 200, а 300-400 миллиардов, и тогда денег хватит и региону, и государству, и муниципалитетам. Но о каком увеличении доходов может идти речь, если за эти годы в крае под процедуру банкротства попали более 20 тысяч юридических лиц и многие из них перестали существовать. Вот это как раз и подрывает экономическую основу.

Думается, идея о перераспределении налогов связана не только с финансовыми проблемами регионов. Прежде всего необходимо выйти на новое качество налогового администрирования. Ведь если речь идёт о налоге на добавленную стоимость, то логично, что кто-то должен отвечать не только за собираемость, но и за увеличение этой самой добавленной стоимости. Что невозможно без развития реального производства. Пока же многие считают именно НДС в его нынешней редакции тормозом экономического развития и самым коррупционным налогом. Кстати, по сообщению РБК daily, в госбюджет попадает не более четверти от потенциальных сборов по НДС.

Разумеется, признаки кризиса в Красноярском крае ещё не означают неизбежности самого кризиса. В конце концов, в отличие от ряда российских регионов у нас не наблюдается такого грозного фактора, как спад производства. Не входим мы и в число тех субъектов федерации, где убытки организаций уже превысили их прибыль. Однако это не повод для самоуспокоения.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА