Новости
Ябеду не проведёшь
Защитит ли потребителя миллионный штраф?
Потребителя в России дурят всё чаще и всё больше. На прилавке магазина запросто можно нарваться и на просроченный товар, и на фальсификат. Туроператор может поселить туриста в двухзвёздочный мотель в двух километрах от моря, хотя в путёвке написано, что ему будут четырёхзвёздочные апартаменты на первой линии. А банкиры норовят в последний момент содрать какие-нибудь комиссионные, о которых первоначально в договоре займа и речи не было.
Ситуация с нарушением прав его величества потребителя достигла столь грандиозных масштабов, что в недрах Государственной думы родился проект закона о внесении поправок в Административный кодекс. Если они будут приняты, то за обман покупателя компании, периодически обманывающей своих клиентов, смогут выписать штраф до одного миллиона рублей. Если же потребителя фирма обвела вокруг пальца впервые, то штраф составит 300 тысяч рублей.
Остальные санкции из этого законопроекта, правда, уже не столь впечатляющие, но всё равно значительно больше нынешних. За продажу некачественного товара или включение в условия договора недостоверной информации штрафы для руководителей компаний могут составить 10 тысяч рублей, а индивидуальные предприниматели влетят на 70 тысяч. Для сотрудников компаний, которые неоднократно уличены в нарушении прав потребителей, законопроект предусматривает годовую дисквалификацию. Индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в этой ситуации ожидает приостановка деятельности на один месяц.
Естественно, у законодательных инициатив сразу появились противники, которые уверяют, что это подкосит бизнес, создаст условия для самоуправства чиновников. Но защитники прав потребителей всё же уверены: только затянув гайки, можно навести порядок на рынке товаров и услуг.
- Эти изменения в Административном кодексе не станут в руках надзорных органов орудием репрессивного правоприменения, - утверждает Василий Моргун, директор ФГУ «Красноярский центр стандартизации, метрологии и сертификации». - Напомню, в рамках борьбы с административными барьерами надзор у нас регламентируется жёстко. Во-первых, план проверок, во время которых могут быть выявлены нарушения, согласуется с прокуратурой. Во-вторых, любая организация может быть подвергнута плановой проверке только один раз в три года. В-третьих, внепланово проверить могут только по заявлениям граждан, но учитывая исторически сложившуюся в нашей стране традицию не ябедничать, этот канал нельзя считать эффективным способом регулирования рынка. В данном случае законодательство становится похожим на атомную бомбу - превентивное оружие, которого все боятся и поэтому никто не рискует испытать на себе его действие.
В тоже время количество нарушений на потребительском рынке и, что самое печальное, на продовольственном потребительском рынке растёт. Из федеральных источников известны общероссийские цифры по доле фальсифицированной молочной продукции от общего её количества на прилавках за 2010-й, 2011-й и 2012 годы: 40, 50 и 60 процентов соответственно. Вот такая динамика.
Учитывая обилие брендов, покупатель вынужден ориентироваться по информации на этикетке. Поэтому наказание за введение в заблуждение должно быть самым строгим. И, наверное, ужесточение ответственности за подобные нарушения - движение в правильном направлении.
- С некачественными услугами и товарами бороться надо, - говорит Эльвира Манакова, директор торговой сети «Каравай», депутат горсовета. - Но понятно, что при этом нужно сохранять здравый подход. Наша торговая сеть сама готова к тому, чтобы принимать помощь надзорных органов и не допускать на прилавки опасные продукты. У любой розничной сети нет и не может быть умысла подсунуть покупателю некондиционный товар. Если на полке магазина оказывается, например, просроченный товар, то причиной этого является человеческий фактор. Это значит, что продавец не отсмотрел ротацию товара, не заметил, что срок годности уже истёк. Для нас, как и для остальных сетей, нет проблемы избавиться от просрочки - согласно положениям договора её забирает поставщик. Это современная практика. Поэтому ни мы, ни наши коллеги не преследуем цели продать её любым способом. Мы делаем ставку на то, чтобы сами покупатели помогали нам выявлять такой товар на полке магазина.
Предлагаемую депутатами Госдумы меру наказания нерадивых путём приостановки деятельности организации на один месяц Эльвира Манакова иначе как суровой не называет: «Вы представляете себе, что значит для продовольственного бизнеса остановиться на месяц?» Руководитель магазина, деятельность которого остановлена, будет вынужден избавляться от скоропортящегося товара, отправлять в вынужденный отпуск персонал, а это прямые убытки. Эльвира Генриховна считает, что даже в таком благородном деле, как защита потребителя, важно не перегибать палку. По мнению предпринимательницы, вряд ли будет правильным, если из-за ошибки одного продавца, который не уследил за сроком годности, на торговую сеть обрушатся все кары небесные в виде штрафов на сотни тысяч рублей и запрета работать.
Автор законопроекта, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский подчёркивает, что чаще всего права потребителей нарушают компании ЖКХ, туроператоры, авиаперевозчики, банки, торговые сети. Кроме того, многие пожилые граждане нередко оказываются обманутыми распространяемой по почтовой рассылке агрессивной рекламой товаров с обещанием большого денежного выигрыша.
Процветание бизнеса с хитрецой стимулируется тем, что пострадавшие в этих сферах потребители, даже решившись жаловаться и добиваться наказания для нехорошей фирмы, редко достигают своего. Поди докажи, что твоё расстройство желудка от несвежей сметанки - это же надо экспертизу самостоятельно провести, по инстанциям ходить. Может, риск попасть на штраф и предостережёт компании от незаконных импровизаций, но почему-то кажется, что только этой меры будет недостаточно. А законодательное облегчение жизни ябеды и избавление его от дополнительных хождений по учреждениям точно сделает жизнь потребителя безопаснее и комфортнее.