Новости
Пенсия по безработице
Сначала стаж, потом деньги
В планах Министерства труда и социальной защиты России - пересмотр подходов к выплате пособий по безработице. При этом речь идёт не столько о размерах пособий, хотя министр Максим Топилин отметил, что их низкий уровень также является проблемой. Максимальный размер пособия по безработице в России - 4,9 тысячи рублей. Минимальная выплата - 850 рублей.
Однако, с точки зрения министра, важнее другое - отсутствие дифференциации между работниками, в зависимости от их трудового стажа.
- Те граждане, которые имеют достаточно продолжительный стаж и достойную зарплату, - отметил Максим Топилин, - не имеют этих преимуществ при получении пособий по безработице. С другой стороны, отдельные категории, которые не внесли вклад в систему страхования, пользуются этими преимуществами.
Такую систему, отметил министр, необходимо менять. Как очевидно, в сторону роста пособий по безработице в зависимости от стажа. Иначе говоря, предполагается, что в наибольшей степени будут защищены люди предпенсионного возраста, при условии, что они имеют солидный трудовой стаж. Эта же направленность прослеживается и в другом предложении министра.
Мы предполагаем подготовить законопроекты, направленные на повышение гарантий по трудоустройству лиц пенсионного возраста и на снижении дискриминации в этом отношении.
Конфуций говорил: если хочешь прожить год - сей зерно. Если хочешь прожить десять лет - строй дом. Если хочешь прожить жизнь - учи детей, - вспоминает мудрую сентенцию депутат городского Совета Пётр Константинов. - Глядя на инициативы наших чиновников, иной раз думаешь, что они хотят просто прожить очередной год. Проблема не в том, чтобы в очередной раз придумать некий перераспределительный механизм. Я считаю, что пособие по безработице должно использоваться, прежде всего, как инструмент давления на власть, с тем, чтобы она была заинтересована в создании новых рабочих мест. Необходимо понимание того, что именно трудовые ресурсы, а не нефть, являются главным богатством государства. Между тем у нас стоимость рабочего места для предпринимателей непомерно высока за счёт единого социального налога. Безработицу надо воспринимать как ресурс. Это означает, что необходима система переквалификации безработных, чтобы повысить их конкурентоспособность, необходимо снимать барьеры на пути трудовой миграции. Разве с нашими железнодорожными тарифами возможно свободное передвижение по стране в поисках работы? И это только один из барьеров…
За январь - октябрь 2012 года за содействием в трудоустройстве в службу занятости обратилось 112 тысяч человек. За то же время поступили сведения о потребности в 174 тысячах работников.
Как очевидно, предложение Минтруда носит скорее социально-защитные функции, создавая своеобразный буфер для работников предпенсионного возраста. Именно в этом контексте и оценивают инициативу эксперты. Так, президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров заметил, что существующая в России система поддержки безработных - не более чем инструмент социальной защиты, и поэтому данный вопрос логичнее снять с Минтруда и передать в Минсоцразвития. Минтруд же должен заниматься занятостью.
Если мы рассмотрим возрастной состав красноярских безработных, то на сегодня количество лиц предпенсионного возраста (и, соответственно, с самым большим стажем) среди них составляет не более семи процентов. Что же касается молодёжи в возрасте 16-29 лет, то их доля составляет более 26 процентов. Понятно, что дифференциация пособия по стажу отразится прежде всего на этой категории. Впрочем, на пособие по безработице в любом случае прожить затруднительно.
Честно говоря, у рынка труда есть гораздо более серьёзные проблемы и диспропорции. К примеру, общим местом стала фраза о том, что в условиях интенсивного развития Красноярский край испытывает дефицит кадров практически во всех отраслях. Краю остро необходимы инженеры, в том числе высокотехнологичных производств, рабочие промышленных и строительных специальностей, медсёстры, врачи, слесари. По данным службы занятости, за январь - октябрь 2012 года за содействием в трудоустройстве обратилось 112 тысяч человек. За то же время в службу поступили сведения о потребности в 174 тысячах работников. Казалось бы, налицо избыток спроса над предложением. Однако из этого числа более 48 тысяч - вакансии рабочих и разнорабочих со средним заработком в… 6240 рублей. То есть почти в четыре раза ниже средней заработной платы по региону, на грани прожиточного минимума и немногим больше, чем пособие по безработице. Из двадцати рабочих категорий, представленных в перечне вакансий, конкурентоспособными с точки зрения оплаты труда являются три: водители, монтажники и электрогазосварщики. В целом средняя заработная плата по рабочим категориям - 11,5 тысячи рублей. Несколько лучше ситуация в категориях служащих - средняя зарплата достигает 15 тысяч рублей. Но и здесь встречаются низкооплачиваемые (и крайне востребованные) профессии, такие как медсестра (средняя зарплата - 8 840 рублей) и воспитатель (8 710 рублей).
Таким образом, избыток рабочих мест - кажущийся. Он обусловлен большим количеством неэффективных предприятий, одним из условий существования которых является низкая заработная плата. Конечно, необходимо делать поправку на «зарплату в конвертах», но вряд ли это сильно изменит ситуацию. Таким образом, с одной стороны, существует «социальное» пособие, в лучшем случае примерно равное минимальному потребительскому набору, с другой стороны - «социальные» рабочие места, где дают какие-то деньги. И в этом всеобщем собесе пенсионные инициативы Минтруда выглядят вполне логичными.
Отрадно, что краевая служба занятости сегодня демонстрирует совершенно иной подход.
- Предпринимаемые сегодня меры не обеспечивают комплексного решения проблем формирования, распределения и использования трудовых ресурсов, - считает руководитель Агентства труда и занятости населения Красноярского края Виктор Новиков. - Деятельность по кадровому обеспечению осуществляется разрозненно, не создана единая региональная система управления трудовыми ресурсами, не осуществляется качественное прогнозирование распределения трудовых ресурсов на уровне отраслей и отдельных муниципальных образований. Также не принимается никаких превентивных мер по формированию и распределению трудовых ресурсов с учётом перспектив экономического развития, не проводится целенаправленная информационная политика, направленная на повышение престижности профессий, востребованных в экономике.
Однако констатировать факты мало. Агентством труда и занятости представлены концептуальные подходы по модернизации системы управления рынком труда. Среди них - формирование эффективной системы мониторинга и прогнозирования кадровой потребности края, повышение качества рабочей силы, оптимизация структуры её использования. Особо выделено такое направление, как развитие трудовой мобильности, чтобы каждый мог поехать туда, где востребованы его рабочие руки. Ещё одна, уже известная, тема - поддержка экономической активности населения, тех, кто готов создавать собственные предприятия.
Для осуществления задуманного предлагается использовать как новейшие механизмы, в частности формирующиеся технологические платформы, так и уже зарекомендовавшие себя методы. Например, стимулирование граждан к переезду в другую местность для трудоустройства через оказание финансовой помощи. За 2009-2011 годы более 4,3 тыс. человек при поддержке службы занятости переехали в другую местность и трудоустроились на рабочие места, которые не могли быть заполнены местными жителями.
Уровень безработицы в регионах края (в % к экономически активному населению)
Дивногорск - 0,4
Красноярск - 0,5
Минусинск - 1,2
Енисейск - 2,9
Бирилюсский район - 8,1