Новости

Не отходя от парты

Не отходя от парты

«Приватизационный чек» для средней школы

Не успели угаснуть споры вокруг Единого госэкзамена, как в сфере российского образования опять грядёт новшество - государственные именные финансовые обязательства (ГИФО). Попросту говоря, «ваучеры для абитуриентов».

Слово и понятие «ваучер» давно используется в русском языке. Но большую популярность и свой негативный окрас получило в начале 90-х годов двадцатого столетия. Именно тогда по стране прокатилась приватизация и «ваучер» стали называть «приватизационным чеком». Некоторые граждане РФ до сих пор считают себя обманутыми в результате проведения этой реформы, почему и «ваучер» у многих вызывает негативные ассоциации.

На самом деле, если обратиться к определению, ваучер - это ценная бумага, квитанция, или сертификат, предоставляющий право пользования какими-либо предметами или услугами.

Применимо к системе образования ваучер - безналичный чек, которым можно будет оплатить учёбу в университете. Причём заработать на получение высшего образования школьники смогут сами, что называется, не отходя от парты. Размер ГИФО, или «образовательного ваучера», определится успеваемостью школьника, точнее, баллами, которые выпускник получит на ЕГЭ. Чем лучше сдал экзамен, тем больше денег «заработал». Кроме того, средства на счёт школьника будут начисляться и за победы в региональных и общероссийских предметных олимпиадах.

Победители общероссийских первенств автоматически получают самую большую сумму, допустимую в рамках программы именных финансовых обязательств.

Эксперимент ГИФО уже проводился два года подряд в 2002-2003 годы, в шести вузах РФ. На основе балльной шкалы ЕГЭ был выработан пятиступенчатый прейскурант «школьных ваучеров». Например, чтобы получить «именной капитал» первой степени, соответственно, и самые большие средства, на ЕГЭ школьнику необходимо было набрать от 80 до 100 баллов. Для «ваучера» второй категории «нарешать» никак не меньше чем на 68. И так далее. Чем ниже баллы - тем меньшей категории «ваучер» доставался выпускнику и тем меньше денег на обучение абитуриент получал от государства.

Например, в экспериментальных регионах школьники, набравшие менее 35 баллов, то есть не получившие даже тройку, оплачивали обучение в университете самостоятельно, не получая никаких бюджетных средств.

За два года проведения эксперимента размеры именных финансовых обязательств изменялись, причём в сторону сокращения. Если в 2002 году выпускнику, получившему отличные «егэшные» баллы, начислялось 14 500 рублей, то в 2003 году - всего 12 500 рублей. При том что стоимость обучения за один семестр, например, в красноярских университетах в 2002-2003 годах варьировалась между 12 000-30 000 рублей за семестр, в зависимости от престижа факультета и специальности. К примеру, чтобы получить диплом юриста или экономиста в тогдашнем КГУ, абитуриенту необходимо было бы обладать суммой, эквивалентной как минимум десяти «ваучерам» первой категории. Диплом врача можно было бы приравнять к 17-20(!) «ваучерам». И это без учёта столичных вузов, где уже на тот момент ценник «плавал» между 300 и 1 500 долларов за полгода.

ГИФО не предполагает исчезновение или сокращение количества бюджетных мест в вузах, но первоочередными кандидатами на них станут выпускники с отличным ЕГЭ и победители предметных олимпиад - обладатели «ваучера» первой категории.

Основная цель этой программы - стимулировать школьников к повышению уровня общей успеваемости и одновременно помочь одарённым детям поступить в любой вуз страны, независимо от количества в нём бюджетных мест.

Конечно, при введении такой системы предполагается, что вуз будет обращаться и к другим источникам финансирования, не только к «ваучерам школьников». В частности, использовать кредиты и фонды целевого капитала, как, например, уже сегодня это происходит в Голландии или США. Но в России это направление пока не особо развито. Не случайно после двух лет эксперимента проект был вынесен на широкое обсуждение и на сегодняшний день находится на стадии доработки.

По мнению столичных экспертов, подобная схема позволит проявиться многим молодым талантам, создать прочную, постоянно обновляющуюся научно-исследовательскую базу и, безусловно, поднять уровень высшего образования в России. Ведь за обладание «ваучерами» абитуриентов вузам придётся посоперничать.

В Красноярске мнения разделились. Учителя школ и преподаватели вузов выделяют в программе ГИФО больше положительных моментов. «Идея очень хорошая, - говорит Татьяна Казанова, директор школы № 10, - нужно поддерживать талантливых детей! Давать возможность обучаться не только в региональных вузах, но получать и совершенствовать знания, например, в столице. Конечно, проект должен быть детально продуман и приведён в отлаженную систему. Размеры выплат нужно точно просчитать, исходя из реальной стоимости обучения».

Кроме того, учителя средних школ надеются, что ГИФО позволит поднять уровень не только успеваемости детей, но и общей грамотности в РФ.

Родители и сами выпускники очень скептически отнеслись к возможному появлению школьных «ваучеров». «Нельзя стимулировать тягу к знаниям с помощью денег, - говорит Инга Насникова, мама девятиклассницы Александры, - у ребёнка должны быть моральные ценности и мечта. Осознание, что для осуществления своей мечты он должен получить определённые знания. Кроме того, понятие личной и школьной чести должны быть ему не чужды, а когда заходит речь о деньгах - всё это куда-то отходит».

Бывшая выпускница школы космонавтики и Сибирского федерального университета Антонина Шмакова также считает ГИФО нецелесообразным: «Зачем стимулировать и без того «золотых» школьников? Ведь участники олимпиад и выпускники, отлично сдавшие ЕГЭ, и без «ваучеров» пройдут на бюджетные места».

Так или иначе, но каждая из сторон права по-своему. Учителям хочется поднять уровень успеваемости. Родителям - верить в бескорыстность и ответственность своих чад. Но уже сейчас будущим выпускникам стоит задуматься, сколько «денег» они могли бы заработать на своё будущее образование сегодняшними оценками.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА