Новости
В январе сошьём лошадь
Ещё с конца ноября полки красноярских супермаркетов буквально завалены шарами, гирляндами, дедами морозами и снегурочками. Но поскольку в последнее время стало модным встречать праздник по китайскому календарю, то главным символом Нового года становится одно из двенадцати животных, по преданию переплывших широкую реку, направляясь к Будде. В 2013-м им будет Змея.
Уже сегодня на Красноярской фабрике игрушек полным ходом идёт производство этих редких для Сибири символов. Художники запаслись зелёной краской и расписывают стеклянные шары, мастера мягких игрушек вышивают длинные красные языки, здесь же выкраивают змеиные костюмы для новогодних утренников. К общенациональному буму на азиатскую атрибутику специалисты предприятия относятся скептически, но в то же время понимают, что необходимо следовать спросу. Законы рынка диктуют жёсткие условия, и если фабрика не будет производить своих змей, наш город заполонит продукция из ближнего и не очень зарубежья.
— Распродаём практически всё, что производим, ничего не остаётся, — рассказывает главный технолог компании Светлана Аксёненко. — Основные продажи идут в ноябре и декабре — сказывается предновогодний ажиотаж. Главными партнёрами, с которым у нас налажено долгосрочное сотрудничество, выступают кондитерские фирмы. Для них мы изготавливаем игрушки-упаковки под конфеты и сладости. Работаем круглогодично, поэтому сразу после январских праздников начнём делать продукцию уже для следующего года лошади.
Металлическое оборудование на первом этаже то и дело пыхтит, как только к нему подходит мастер и нажимает на рычаг. Это полуавтоматическая установка для изготовления резиновых игрушек. В специальную форму заливается жидкий пластизоль, в камеру подаётся температура 180 градусов и происходит процесс пластификации. Затем через девять минут открывается дверь камеры, игрушка охлаждается, мастер откачивает воздух, вытаскивает её и перекладывает в коробку. Именно здесь появляются незнайки, мишки, совы, котята и другие сказочные персонажи, а также головы дедов морозов и снегурочек для подарочных упаковок.
— Наша игрушка сертифицирована, — рассказывает Светлана Ивановна. — Роспотребнадзор проверял её на соли тяжёлых металлом, содержание краски, пластификаторов и химических веществ. Что касается образов, то мы придерживаемся традиции и считаем, что игрушка должна нести воспитательную функцию. Поэтому у нас в производстве персонажи русских народных сказок и советских мультфильмов. 30 лет назад, после того как автор нарисовал игрушку и фабрика выпускала пробную партию, её утверждение проходило в художественном совете и совете народного образования при крайкоме партии. Сегодня мы тоже консультируемся с современными художниками, прежде чем поставить продукцию на конвейер.
Следующий цех — это отдел стеклодувов. Здесь пятеро мастеров делают стеклянные шары, сосульки и звёздочки. Температура в тысячу градусов, при которой стекло становится пластичным, подаётся специальной газовой горелкой. Под руками мастериц дело идёт быстро, и скоро обыкновенные стеклянные трубки превращаются в шары. Рядом расположен цех, в котором изделия делают блестящими. В специальных установках проходит ток высокого напряжения, пары алюминия испаряются и оседают на шарах, благодаря чему получается зеркальная поверхность. Потом шары покрывают лаком.
На втором этаже работают около двадцати разрисовщиц. Ручной труд требует выдержки и умения. Именно здесь на стеклянных изделиях появляются снегири, звёздочки, ёлочки, ну и, конечно, змеи. Сразу за этим отделом расположен цех по раскраске изделий из ПВХ, а за ним огромный зал мягкой игрушки. Здесь уже скрепляют головы дедов морозов и снегурочек с туловищем, одевают их в праздничные наряды, а внизу делают молнию для отсека с наполнением конфетами.
— На сегодняшний день создать такое производство с нуля не выгодно, — считает Светлана Аксёненко. — Прибыль есть, но небольшая. Зарплаты у сотрудников в среднем достигают 12 тысяч рублей. Отечественных конкурентов практически нет, однако рынок насыщает дешёвая китайская продукция. К тому же игрушка — это не предмет первой необходимости, поэтому развить своё производство будет трудно. Хотя наша фабрика открылась в 1942 году, когда шла война, но здесь имела значение идеология. Солдат знал, что его сын или дочь играют дома в настоящие игрушки, что о них заботятся, это поднимало дух воинов.