Новости
Тихий подвиг родителей
Без труда мечте не сбыться
Этой осенью в Красноярске прошёл фестиваль-конкурс под названием “Стойкость”. На нём заслуженно чествовали людей, лишённых зрения, достигших высоких успехов в своей профессиональной деятельности. Среди них — научный работник, юрист, член Союза композиторов, поэт, бизнесмен, учитель истории, юная спортсменка и люди, занимающиеся общественной деятельностью. Известность к ним пришла не по щучьему веленью, а благодаря нелёгкому, упорному труду.
Сегодня хочется рассказать о стойкости и тихом мужестве другого рода, о людях, профессия которых самая что ни на есть обыденная, но непростая — быть родителями. Особенно если родители тотально слепые.
Семью Ивановых я знаю в трёх поколениях. Старшие из них, Владимир и Екатерина, оба инвалиды I группы по зрению, работали на бывшем УПП ВОС и активно участвовали в кружках художественной самодеятельности в клубе для слепых, директором которого я тогда являлась. Владимир, обладающий абсолютным слухом, играл на гитаре, контрабасе, баяне и многих духовых инструментах и вместе с Екатериной пел в хоре. Единственный сын Саша родился почти незрячим. Пока учился в абаканской школе для слепых детей, зрение исчезло совсем, кроме того, к нему по наследству перешла ещё и гипертония. По окончании школы Саша, так же как и его родители, пришёл на УПП ВОС, а в свободное время играл на гитаре в ВИА. В те годы всех незрячих, желающих самостоятельно себя обслуживать и ориентироваться в пространстве, отправляли на обучение в бийскую школу восстановления трудоспособности. Получив путёвку, поехал туда и Саша.
Через четыре месяца домой он вернулся не один, а со Светой. Она окончила общеобразовательную школу для слепых детей и приехала в Бийск, чтобы научиться рукодельничать, приобрести навыки ведения домашнего хозяйства. У них было много общего, к тому же девушка обладала замечательным голосом. Её тотальная слепота парня не испугала, он и сам был таким же. Главное было в том, что они полюбили друг друга. Они стали мужем и женой. А через год у них родилась дочь Леночка. Радость молодых родителей омрачалась тем, что дочь тоже родилась почти незрячей. Но и это несчастье их не сломило. Шли 1990-е. Как им удалось выжить, знают лишь они сами. Спустя несколько лет Света поняла, что снова беременна. Почти все окружающие советовали семье Ивановых избавиться от этой беременности, но Ивановы совета не приняли, и вскоре у них появилась ещё одна дочка — Настенька, к счастью, у неё глазки оказались нормальные. Радости не было границ.
То, что семье Ивановых было тяжело растить двоих детей, не имея зрения, это значит, не сказать ничего. Да и денег было негусто. Но они знали, на что шли. Накормить и содержать в чистоте малышек далеко не всё. Надо было, чтобы девочки нормально интеллектуально развивались, а это сделать гораздо сложнее. К счастью, в доме, где они жили, находилась Краевая спецбиблиотека и рядом клуб для инвалидов по зрению, где работали различные кружки для детей. Туда Света и привела своих малышек, едва они подросли. Там с девочками играли, занимались лепкой из пластилина, клеили игрушки из бумаги, учили стихи. Здесь же впервые Леночка познакомилась и с фортепиано. А книги для детей, напечатанные по системе Брайля, Света брала с собой и читала их вслух дома. Время шло незаметно. Леночке исполнилось 7 лет. И она стала учиться в коррекционной школе для детей инвалидов по зрению. После окончания второго класса они трое: мама и Лена отправились в музыкальную школу № 7, куда после прослушивания девочка была принята по классу фортепиано. Нотной грамоте по системе Брайля её обучал папа. А через несколько лет туда же поступила и Настя. Домашнее задание они делали в библиотеке, а в клубе, все вместе выступали в концертах, принимали участие в детских утренниках.
Когда-то Саша и Света сами мечтали стать музыкантами, но судьба распорядилась иначе. Тогда свою мечту они вселили в своих дочерей. И делали и делают для её исполнения всё возможное. С отличием окончив музыкальную школу и получив свидетельство об окончании 9-го класса общеобразовательной школы, Лена в сопровождении сестры и матери отправилась в Курск, где успешно сдала экзамены и была зачислена студенткой в курское музыкальное училище по классу фортепиано. Училась Лена как всегда с увлечением. Четыре года пролетели незаметно, но для семьи Ивановых они были нелёгкими. Александр уже давно не работает, а для поездки в Курск и обратно требовались немалые деньги, их они экономили с пенсии. Правда, Лена как отличница всегда получала повышенную стипендию. Но все эти трудности компенсировались успехами дочери. Она постоянно участвовала в различных конкурсах, не только местных, российских, но и международных. Самым престижным из них был четвёртый Международный фестиваль незрячих исполнителей в Праге. Как и музыкальную школу, училище Лена закончила с красным дипломом и сразу же поехала в Петербург, где стала студенткой государственного педагогического университета им. Герцена. Сейчас она учится на втором курсе, на факультете педагогического музыкального образования. Живёт в студенческом общежитии на Васильевском острове. На занятия добирается на метро. “Так быстрее”, — говорит девушка. Мы с ней встретились летом, когда она приезжала домой на каникулы. На мой вопрос, как она передвигается по городу, ответила: “Хожу с тросточкой. Зрения сейчас почти нет, но я уже привыкла, неплохо ориентируюсь. Если получится, хочется поступить в аспирантуру, но на крайний случай получить степень бакалавра. После окончания школы, в будущем году в Питер, возможно, приедет сестра Настя, она тоже мечтает о герценовском университете. Тогда мне вообще будет здорово. Ну, это пока лишь мечты”. “Хорошие мечты, — подумала я. — Пусть они сбудутся и станут этим людям за их труд наградой”.