Стадион
Красноярский самбист Аржаан Чылюак и его наставник Ваган Саградян о подготовке к чемпионату Европы
Это интервью стало бы, наверное, не совсем полным, если бы наша беседа состоялась лишь с главным героем очередного спортивного успеха, достигнутого воспитанником академии борьбы имени Дмитрия Миндиашвили. 23-летний самбист Аржаан Чылбак стал обладателем серебряной награды чемпионата России по боевому самбо. Встретившись с ним на очередной тренировке, мы заодно пообщались и с наставником спортсмена, тренером Ваганом Саградяном.
Это интервью стало бы, наверное, не совсем полным, если бы наша беседа состоялась лишь с главным героем очередного спортивного успеха, достигнутого воспитанником академии борьбы имени Дмитрия Миндиашвили. 23-летний самбист Аржаан Чылбак стал обладателем серебряной награды чемпионата России по боевому самбо. Встретившись с ним на очередной тренировке, мы заодно пообщались и с наставником спортсмена, тренером Ваганом Саградяном.
— У вас по-настоящему международная связка: тренер — армянин, спортсмен — тувинец. Трудностей в общении, понимании друг друга это не вызывает?
Ваган Оганесович:
— Абсолютно никаких. Многонациональность — это вообще один из объединяющих критериев нашей академии борьбы, наставники и спортсмены в которой люди самых разных корней. И всех их объединяет одно, ведь для России, Дагестана, Армении, Чечни, Тывы, множества других республик и регионов нашей страны борьба, единоборства — это национальные виды спорта, а спорт только сближает людей.
— Аржаан, твой приход в единоборства тоже, вероятно, был не случаен? Когда это произошло?
— Это случилось, когда я ещё был совсем маленьким. Ваган Оганесович прав: для тувинцев это тоже национальная традиция, она у нас в крови, поэтому борьбой, а затем спортивным самбо я начал заниматься с юных лет, ещё дошкольником. Я вырос в тувинской деревне, но даже в сельской местности у нас есть условия для единоборств, и занимаются ими достаточно массово. В нашей семье, к примеру, я не единственный ребёнок, есть ещё два младших брата. Среднему десять лет, он тоже увлечён борьбой. Младшему пока всего пять, но я уверен, что и он в стороне от единоборств не останется — успехи старшего брата, мои медали, его только подстегнут. (Улыбается.)
— Помнишь, когда ты заработал свою первую награду?
— О, это было достаточно давно, ещё школьником.
— Аржаан, а почему ты решил сменить спортивное самбо на боевое? Уже само уточнение — боевое — говорит о том, что это единоборство куда острее и жёстче спортивной борьбы самбо? Что стало причиной такого выбора?
— Это действительно во многом разные виды. В боевом самбо, например, допускается использование ударной техники. Этот вид состязаний я считаю более грозным, более мужским, поэтому и захотелось попробовать себя в нём. Да и тренер такое решение только одобрил, многое сделал, чтобы я почувствовал себя уверенным в таких поединках.
Ваган Оганесович:
— Надо признать, что Аржаан по своей натуре настоящий воин и, я бы добавил, откровенный драчун. (Улыбается.) На ковре такое качество, поверьте, только приветствуется. Я отметил эту его черту буквально с первых же наших тренировок. А попробовав Аржаана в деле, убедился, что в боевом самбо парень способен на многое. У него для этого есть всё необходимое: уже накопленный опыт спортсмена-самбиста, настойчивость, мужество, характер бойца и стремление добиваться побед.
— А как вообще состоялось ваше знакомство, как Аржаан оказался в Красноярске?
Ваган Оганесович:
— Об Аржаане мне рассказал мой воспитанник Артур Ондар, попросил взяться за наставничество над подающим большие надежды молодым земляком-самбистом. У себя на родине Аржаан уже достиг потолка в своей спортивной карьере, а переезд в Красноярск мог бы стать для него хорошим продолжением. Так с 2015 года он и стал красноярцем.
— Аржаан, если честно, насколько часто эта твоя черта характера, драчливость, проявляется в повседневной жизни?
— Такие случаи у меня бывали, пожалуй, лишь в школьные годы. (Улыбается.) Я научился разграничивать, что такое спортивный ковёр и бытовые ситуации. Мне не составляет труда сдерживать себя, гасить эмоции. Я отлично понимаю, что правота в повседневной жизни доказывается вовсе не кулаками и борцовскими приёмами, всё это разумней демонстрировать в спортивных поединках.
— Уверяют, что успехи спортсмена складываются из двух составляющих — его собственного потенциала и наставлений тренера. Аржаан, тебе везло на тренеров?
— Да. И я очень благодарен Вагану Оганесовичу, продолжившему это везение, он просто отличный тренер: и как наставник на ковре, и как человек.
— Чем запомнилось недавнее выступление на чемпионате России в Хабаровске?
Аржаан:
— В первую очередь, наверное, своим представительством, ведь в Хабаровск съехались сильнейшие самбисты со всей страны. Противостоять им, конечно, было очень сложно, проходных соперников среди этих спортсменов попросту не было. Но я и готовился, настраивал себя именно к таким поединкам.
Ваган Оганесович:
— Хочу подчеркнуть, что, успешно пройдя всех соперников, в финальном поединке он уступил золотую медаль не кому-нибудь, а прошлогоднему победителю чемпионата России. Аржаан одержал верх над многими именитыми спортсменами — членами сборной России, призёрами чемпионатов страны, Европы, мастером-международником, победителем чемпионата мира 2016 года. В финале уступил в немалой степени потому, что после предыдущих схваток получил челюстную травму, в боевом самбо от подобных повреждений, увы, уйти сложно. Понятно, что в такой ситуации проявить себя полноценно в решающем поединке было уже крайне нелегко.
— Тем не менее серебряная награда чемпионата страны тоже стала путёвкой для продолжения выступлений на самом высоком уровне?
Ваган Оганесович:
— Да, это так. По итогам чемпионата России прошёл отбор спортсменов на участие в последующих этапах. Обладатель золотой медали получил право отправиться на чемпионат мира, а Аржаану, завоевавшему серебро, теперь предстоит выступление на чемпионате Европы. Кстати, для меня успехи моих воспитанников на чемпионатах страны, а проводятся они традиционно в марте, уже успели стать своего рода подарочными — у меня день рождения 8 марта. Вот и на этот раз без подарков не обошлось: Александр Матайс завоевал бронзу, Сурен Санам-оол стал пятым в своей весовой категории, а Аржаан серебряным призёром.
— Когда и где пройдёт чемпионат Европы?
Ваган Оганесович:
— Уже буквально вскоре. В начале мая в Подмосковье для спортсменов-участников начнутся первые сборы, а затем им предстоит отправиться в Грецию, чемпионат Европы по боевому самбо пройдёт в Афинах. Сегодня мы усиленно тренируемся, готовясь к этим состязаниям.
— Насколько насыщенны такие тренировки?
Ваган Оганесович:
— Они проходят ежедневно. Понимая, что турнир предстоит очень взыскательный, используем именно такой график подготовки — каждодневный.
Аржаан:
— Я, если честно, даже жалею, что в сутках всего лишь 24 часа. (Улыбается.) Очень хочется проводить в спортзале как можно больше времени.
— Аржаан, твоя весовая категория — 52 килограмма. Насколько сложно удерживать себя именно в этом весе?
— Пока особых сложностей с этим не испытывал.
— Для борцов существует всего два цвета — на ковёр они выходят в красном или синем. Предпочтения самбистов, похоже, тоже сводятся к тому же: Аржаан, а какой из двух этих цветов ты считаешь своим?
— Мой любимый цвет — красный. Не скрою, он меня будоражит. Он весомей, мне кажется, что это как пламя, нестерпимый жар. В этом цвете столько энергии, стремления покорить, одолеть, быть первым. Красный действительно мой цвет, ведь на ковре я всегда стремлюсь именно к этому — к победе.
— Твоё спортивное звание на сегодняшний день — кандидат в мастера спорта, а какие планы строишь по поводу следующих своих титулов?
Аржаан:
— Моя спортивная карьера в боевом самбо, по сути, только начинается. Мечтаю стать в нём, как минимум, мастером-международником.
Ваган Оганесович:
— И сделать своего наставника заслуженным тренером России. (Улыбается.)
— Сколько лет планируешь ещё посвятить боевому самбо?
Аржаан:
— Сейчас мне 23. Как уверяет тренер, лет десять я ещё вполне могу оставаться в этом виде единоборств, результативно выступая в поединках самых высоких рангов.
Ваган Оганесович:
— Мы запланировали, что до конца 2019 года Аржаан должен выполнить норматив, стать обладателем звания мастера-международника. Думаю, эта цель вовсе не заоблачная, дай Бог обойтись без травм…
— Откройте секрет: что означает, как переводится на русский тувинское имя Аржаан?
Ваган Оганесович:
— Могу сказать, что среди армянских имён тоже есть очень схожее по звучанию и означает оно “достойный”.
Аржаан:
— А в переводе с тувинского это значит “живая вода” или “священный источник”, в общем, как-то так.
Ваган Оганесович:
— Как видите: и по-армянски, и по-тувински это имя всё равно очень достойное. И Аржаан его полностью оправдывает! (Улыбается.)
— Аржаан, в своей спортивной карьере ты дошёл до той грани, когда каждый из предстоящих поединков будет для тебя теперь всё более и более ответственным. Чувствуется, что такой ответственностью ты, кажется, проникся. Признайся, а возможная судейская предвзятость, влияние рефери на исход этих значимых для тебя поединков не тревожат?
— На стене одного из тренировочных залов нашей академии борьбы есть листок с заповедями легендарного атлета Александра Медведя, трёхкратного олимпийского чемпиона, семикратного чемпиона мира по вольной борьбе. Этих заповедей-советов несколько. Я считаю, что самое главное прославленным единоборцем сказано в его заключительной, пятой заповеди, которую я заучил наизусть. “Если ты силён, если уверен в себе, честно ведёшь борьбу, никакие судьи не помешают тебе победить. Они могут потрепать нервы, сделать твою победу в два, три раза труднее, чем она могла бы быть. Но отнять её они уже не могут. Ты должен честно и до конца делать дело, которое тебе доверили”.
Так что всё в руках самого спортсмена, тренера — всё в наших руках.
Фото: Александр ЧЕРНЫХ