Новости
И вечный бой...
Серебряному призёру Олимпиады в Лондоне Дарье Пищальниковой грозит пожизненная дисквалификация и лишение медали. В организме спортсменки подтверждено наличие запрещённого препарата «Оксандролон», который относится к классу анаболических стероидов. Допинг-проба, показавшая его наличие, была взята у Дарьи Пищальниковой ещё до Олимпийских игр и поначалу дала отрицательную реакцию. Однако затем Всемирное антидопинговое агентство (WADA) утвердило более точную методику определения оксандролона, который относится к группе анаболических стероидов, и запросило на перепроверку сотни допинг-проб со всего мира, в том числе порядка 60 из России. Пока известно лишь о положительное реакции одной перепроверенной российской пробы - Дарьи Пищальниковой.
Ещё перед началом Игр в Великобритании организаторы клялись, что эта Олимпиада станет самой чистой в истории кубертеновского движения. Благодаря мощной антидопинговой компании многие именитые спортсмены даже не добрались до Туманного Альбиона, а некоторые доехавшие просто не успели выступить. Так, пойманными за руку оказались чемпион мира по прыжкам в высоту грек Димитриос Хондрокукис, чемпион Пекинских Игр-2008 по спортивной ходьбе итальянец Алекс Шварцер, обладательница лучшего результата сезона в мире в беге на 1 500 метров Марием Селсули (Марокко) и другие. Сборная России лишилась велогонщика Дениса Галимзянова, бронзового призёра китайской Олимпиады Дмитрия Лапикова (тяжёлая атлетика), легкоатлеток Наили Юламановой, Евгении Зинуровой и Светланы Клюки. Вернуть уже завоеванные в Лондоне медали пришлось борцу вольного стиля из Узбекистана Сослану Тигиеву и белорусской толкательнице ядра Надежде Остапчук. И если Тигиев расстался с бронзой, то Остапчук упала прямо с верхней ступеньки пьедестала почёта.
Остальным медалистам расслабляться также не приходится, по крайней мере в ближайшие восемь лет - именно столько времени хранятся допинг-пробы, взятые на Олимпийских играх. Так, по результатам недавней перепроверки афинских анализов 2004-го года Международный олимпийский комитет выявил пятерых спортсменов, двое из которых представляли Россию. Ими стали легкоатлетка Светлана Кривелева и тяжелоатлет Олег Перепечнов. Оба завоевали в Греции бронзовые награды и уже завершили спортивную карьеру.
НИКОТИН ПОД МИКРОСКОПОМ
Серебряной медалистке Пекина в метании молота Дарье Пищальниковой восьми лет ждать не пришлось. Международная федерация лёгкой атлетики начала расследование по делу российской метательницы, и в случае подтверждения выдвинутых обвинений девушку ждёт пожизненная спортивная дисквалификация. Суровость наказания объясняется тем, что в 2008 году, за неделю до Игр в Пекине, Пищальникова вместе с ещё шестью подругами по сборной была отстранена от участия в международной спортивной жизни за несовпадение ДНК в её допинговых пробах.
Красноярские же легкоатлеты в Лондоне даже не попали под подозрение. Прыгун в длину Александр Меньков занял 11-е место, и это спасло его от офицеров WADA. Кристина Савицкая, которая выступала в соревнованиях семиборок, также отстрелялась перед отправлением в Лондон во время домашней проверки, обязательной для всей российской команды. Вообще, для девушки, по американским меркам только в этом году достигшей совершеннолетия, процедура допинг-контроля давно стала привычной.
- Первый раз сдала мочу на спартакиаде, когда выиграла и отобралась на юношеский чемпионат мира, - рассказала Кристина. - Это было в 2007 году. Переживаний никаких не было: всё объяснили и показали. А так берут довольно часто - и на сборах по два раза, и на каждом российском соревновании. За лето получается раз пять. И в течение года достаточно много, если выезжаю на российские сборы со всей командой. Смущает только то, что кровь могут брать не в очень подходящих помещениях: в раздевалках, в гостиничных номерах.
В международный список категорически запрещённых средств на 2012 год входят анаболические агенты, пептидные гормоны и факторы роста, бета-2 агонисты, гормоны и модуляторы метаболизма, диуретики и другие маскирующие агенты. Сюда же относятся и методы усиления переноса кислорода (в том числе кровяной допинг), физические и химические манипуляции с пробами, генный допинг. В соревновательный период табу наложено на стимуляторы, наркотики, каннабиноиды (в простонародье, мариухану), глюкокортикостероиды (гормоны коры надпочечников). В отдельных видах спорта - опять же во время выступлений - дисквалификацию можно получить за употребление алкоголя и бета-блокаторов. Кроме того, WADA регулярно проводит мониторинг различных субстанций, которые со временем могут пополнить заветный перечень. Так, в прошлом году под наблюдение попал… никотин.
- В целом курение и воздействие никотина на центры головного мозга имеют расслабляющий и переключающий эффекты, - объясняет Нина Виноградова, генеральный директор Красноярского научно-практического центра спортивной медицины. - В первую очередь это снижение болевого фактора, во вторую - чувства голода. Возможно, это опосредованное действие и приводит к тому, что спортсмены курят. Но подавляющее большинство элитарных спортсменов этого не делают. В любом случае никотин очень негативно воздействует на сосуды, а значит, на физическую работоспособность.
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ПЕССИМИЗМ
Чаще всего по допинговым исследованиям атлеты попадаются на психостимулирующих средствах, препаратах, скрывающих применение допинга (фуросемид, например), и анаболических гормонах - таковы наблюдения Нины Виноградовой. Наиболее же сложными остаются те гормоны, которые являются аналогами человеческих могут выводиться в течение трёх-пяти дней. На момент написания материала в списке дисквалифицированных за допинг, опубликованном на сайте Российского антидопингового агентства, значится 152 фамилии, в том числе семь представителей адаптивного спорта, три врача и один тренер. Восемь человек - пожизненно, двое - на восемь и десять лет, остальные - от одного до пяти. Кто-то попадается случайно, «проглатывая» запретный плод вместе со спортивным питанием или в ходе легального лечения; другие идут на риск вполне осознанно; третьи, и это нельзя исключать, могли стать жертвой злого умысла. Что именно произошло в случае с Дарьей Пищальниковой, остаётся только гадать. Сама она, кстати, свою вину отрицала и настаивала на вскрытии пробы Б.
- Джина выпустили из бутылки, и обратно его туда не вернёшь, - так прокомментировал случившееся заслуженный тренер России Владимир Слушкин. - Там, где деньги, там и соблазн их получить - не мытьем, так катаньем. А очень большие деньги ведут к ещё большим желаниям. И в этой борьбе все средства используются. Даша Пищальникова - очень одарённая, прекрасная спортсменка с природными данными, и человек хороший. Она может и без допинга так метать… И метает. А что там произошло, об этом у меня нет никакой информации - только непонимание и сожаление обо всём случившимся. Спортсмен очень сильно подвержен риску во всём - и в питании, и в человеческом факторе. Нелегко быть первым.
Но притом, что наказания за фармакологические проступки для спортсменов регулярно ужесточаются, пятна на репутации остаются, а само употребление допинговых средств не проходит бесследно для здоровья, работы у борцов за чистоту спорта меньше не становится. После того как легендарный велогонщик победитель семи веломногодневок Лэнс Армстронг был уличён в хранении и употреблении запрещённых препаратов, лишён всех титулов, завоёванных с 1998 года, и права заниматься профессиональным спортом, в Интернете широко разошлась фраза президента WADA Джона Фэйхи: «Мы никогда не сможем победить в этой борьбе».
Серебряному призёру Олимпиады в Лондоне Дарье Пищальниковой грозит пожизненная дисквалификация и лишение медали. В организме спортсменки подтверждено наличие запрещённого препарата «Оксандролон», который относится к классу анаболических стероидов. Допинг-проба, показавшая его наличие, была взята у Дарьи Пищальниковой ещё до Олимпийских игр и поначалу дала отрицательную реакцию. Однако затем Всемирное антидопинговое агентство (WADA) утвердило более точную методику определения оксандролона, который относится к группе анаболических стероидов, и запросило на перепроверку сотни допинг-проб со всего мира, в том числе порядка 60 из России. Пока известно лишь о положительное реакции одной перепроверенной российской пробы - Дарьи Пищальниковой.