Новости

Долгая дорога в магазин

Долгая дорога в магазин

Почему торговля избегает окраины

Красноярск испытывает дефицит торговых площадей. Такое утверждение может показаться странным, особенно если вспомнить, сколько развлекательных и торговых центров появилось в нашем городе за последнее десятилетие. Но речь идёт в первую очередь о проблемах окраин, где зачастую чтобы купить элементарные товары, приходится потратить немало времени на дорогу до ближайшего супермаркеты. Жаркая дискуссия на тему нехватки магазинов в краевом центре разгорелась во время проведения VIII Красноярского городского форума на площадке «Логистика и дислокация ритейлеров».

Один из первых выводов, который сделали участники встречи, гласил о том, что сегодня большинство предпринимателей самоуверенно относятся к выбору торговой площадки и недостаточно изучают рынок. Предложи им для размещения магазина центр города или отдалённый спальный район, и они не задумываясь выберут первое. Высокая плотность потока населения, рост товарооборота, низкие риски прогореть - это же азбука бизнеса! Но такой подход сгодится разве что для деревни, где конкуренция сведена к минимуму и нет серьёзных проблем с инфраструктурой. Современный мегаполис живёт по другим правилам. В расчёт идёт анализ конкурентов, транспортная доступность, портрет среднего потребителя и множество других нюансов. Красноярск - это не деревня, а город с численностью более миллиона человек. Однако бизнесмены продолжают руководствоваться «сельской» выгодой и редко думают на перспективу. Это приводит к тому, что в одних районах супермаркеты растут как грибы после дождя и масса покупателей образует пробки на дорогах, а в других шаром покати и купить нечего.

- Недостаток магазинов продовольственных товаров наблюдается во всех районах, кроме Центрального, - рассказал старший преподаватель кафедры экономики и планирования Торгово-экономического института СФУ Иван Кулинич. - По непродовольственным товарам малая обеспеченность в двух районах - Октябрьском и Ленинском. Что же касается крупных торговых центров, то их нехватка ощутима в Железнодорожном, Свердловском и Кировском районах. Но самая большая проблема с магазинами шаговой доступности. Недостаток таких объектов существует в 80 микрорайонах города. Горожане вынуждены за товарами первой необходимости отправляться в дорогу. В общем и целом, исходя из нормативов правительства края, в Красноярске нужно ещё 75 тысяч квадратных метров торговой площади.

Крупные торговые объекты рассчитаны на покупателя с автомобилем, поэтому в Европе они располагаются на границах города. Магазины шаговой доступности удовлетворяют спрос на предметы первой необходимости, поэтому они размещены рядом с домами.

Причём 24 тысячи - это объекты пешеходной доступности.

Существуют проблемы и с размещением крупных торговых объектов. К примеру, на Западе они уже давно располагаются по периметру города либо за его чертой (в Красноярске таких единицы). Ведь сама сущность торгово-развлекательных комплексов говорит о том, что они призваны удовлетворять потребности большого количества людей со всего города, а не население одного района (там будет вполне достаточно магазина шаговой доступности). Это значит, что средний покупатель приедет в ТРЦ на машине или в автобусе. В свою очередь, если крупный торговый объект расположен вдоль автомагистралей города, это способствует увеличению пробок. А поскольку пропускная способность дорог напрямую влияет на рост товарооборота, то в конечном счёте торговый центр не получает максимальную прибыль.

- Нельзя размещать крупный объект без учёта торговой сети города, градостроительных, экономических, социальных и транспортных факторов, - считает Елена Нечушкина, доцент кафедры торгового дела и маркетинга ТЭИ СФУ. - В основе должен лежать системный подход, который необходимо вырабатывать в совместном диалоге власти, бизнеса и общества. Причём договариваться нужно уже на стадии формирования района, а не в процессе его застройки. Также проблемой видится несовершенство нормативно-правовой базы. Например, на бумаге крупный торговый центр и магазин шаговой доступности - это одно и то же. Но фактически у них совершенно разные функции и объёмы продаж.

Ещё одна проблема, которую обозначили участники обсуждения, - это отсутствие дифференциации торговых объектов. Предприниматели не специализируются на какой-либо одной группе товаров, стараясь охватить широкий круг потребителей. Из-за этого стирается бренд предприятий, покупатель не видит разницы между торговыми объектами, и становится трудно предугадать потоки потребления. Некоторые из экспертов даже предложили запретить изменение специализации в течение определённого срока работы магазина. Помимо этого существует проблема с сегментацией и распределением товаров на эконом- и премиум-классы. Ведь многие горожане не разбираются в том, что написано на этикетке и с ходу хотят знать, на какой полке лежит качественный товар, а на какой второсортный с дешёвыми добавками. Вместе с тем в Красноярске нет ни магазинов, ориентированных на этот класс покупателей, ни выделенных отделов.

- Новым веянием можно назвать интернет-торговлю, - рассказала кандидат экономических наук Татьяна Берг. - Но, к сожалению, в Красноярске она не развита. Основные операторы, которыми пользуются красноярцы, зарегистрированы в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске и Новосибирске. Они оттягивают объём продаж города, в результате чего снижают валовой региональный продукт. Интернет-торговля не развита ещё и потому, что в городе не работает логистический центр и существуют барьеры таможенного оформления товаров, поступающих из-за рубежа. Товар легче растаможить в Новосибирске или в Москве, а затем перевезти в Красноярск. Это наследие таможни советского времени, когда наш город был закрытым, и с этим надо что-то делать. Также у нас обнаружилась проблема сбора, обработки и хранения достоверной информации о размещении объектов на территории города. Карты существуют, однако они не распространены повсеместно.

На счёт временных объектов участники площадки высказались неоднозначно. С одной стороны, они портят внешний вид города, превращая его в базар, но с другой - являются важным звеном, удовлетворяющим потребности жителей. Ведь появляются павильоны и киоски не на пустыре, а там, где есть спрос на магазины шаговой доступности. Вопрос, почему предприниматели не хотят заходить стационарно на первые этажи зданий, тоже находит ответ. Мешает этому не столько отсутствие денег, сколько долгая бюрократическая волокита по оформлению помещения под нежилое.

Не обошли участники своим вниманием и микрорайон Покровский, где существуют серьёзные проблемы с инфраструктурой. Бизнесмены заявили, что они и рады были бы туда зайти, но сегодня на территории нет площадей, которые можно было бы переделать под торговые. И, по мнению многих участников дискуссии, сегодня единственным быстрым способом решения этой проблемы являются именно временные торговые объекты.

- Нам необходима программа развития торговли, - заявила Эльвира Манакова, депутат Красноярского городского Совета депутатов, директор одной из торговых сетей Красноярска. - В других регионах, например, в Москве, это есть. Благодаря планированию можно было бы обеспечить регулирование норм размещения торговых площадей, что, по сути, заложено в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». У нас бы тогда не было таких проектов, как Покровский, где практически нет магазинов, и не было бы таких районов, где магазин стоит на магазине. Я думаю, что в ближайшее время будет какой-то сдвиг и необходимая городу программа появится.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА