Новости
«Сделано в России» против «Made in…»
Лучшая защита - нападение
В наступающем году карты России пополнятся ещё одной - дорожной. Нет, речь не о схеме автомобильных, железнодорожных и иных путей сообщения. Новая карта должна показать отечественным производителям, в каком направлении надо двигаться, чтобы товары с надписью «сделано в России» раскупались на ура.
Для этого представители власти, бизнеса и науки намерены создать документ, который и будет служить руководством к действию: в нём на основе специально разработанных индикаторов будет описано, какие меры необходимы, чтобы в разы увеличить потребление отечественных товаров.
Собственно, изобретать здесь особо ничего и не надо. Как известно, наибольшим спросом пользуется продукция с наилучшим соотношением «цена-качество». Иначе говоря, при равной стоимости товаров потребитель выбирает тот, который качественнее, а при одинаковом качестве - тот, который дешевле. И здесь, к сожалению, большинство отечественных товаров проигрывает импортным аналогам. Хотя есть и исключения, которые, казалось бы, нарушают законы рынка. К примеру, подавляющее большинство наших потребителей хотели бы питаться продуктами отечественного производства. Однако доля импортной продовольственной продукции на прилавках превышает 60 процентов. В чём причина?
- По потребительским качествам сельскохозяйственная продукция, выращенная в нашем регионе, в большинстве своём лучше импортных аналогов, - считает ректор торгово-экономического института СФУ Юрий Александров. - Но она не может попасть в торговые сети, потому что не соответствует их стандартам. Проще говоря, её надо вымыть, расфасовать и доставить в нужном количестве и в нужный срок, в соответствии с логистическими схемами торговых сетей. Сегодня далеко не у всех производителей есть необходимая финансовая и материальная база. Возможности государственной поддержки, в связи со вступлением России в ВТО, существенно ограничены. В соответствии с принципом «красной», «жёлтой» и «зелёной» корзин государство может оказывать финансовую поддержку аграрному сектору, только если это не сказывается на себестоимости продукции. Каков же выход? Он только в объединении интересов аграриев и торговых сетей, создании совместных проектов. Ведь отечественному ритейлу тоже придётся жёстко конкурировать с зарубежными торговыми сетями, которые будут заходить к нам. И выстоять в этой борьбе можно только «единым фронтом» с нашими производителями. Кстати, на прошедшем городском форуме представители торговых сетей продемонстрировали понимание ситуации. И это радует.
Для того чтобы отечественная продукция пользовалась спросом в России, нужно завоёвывать не только своего покупателя. Необходимо, чтобы наши товары с большим успехом раскупалась во всём мире.
Несмотря на ограниченные возможности влияния на экономику в условиях либерализации торговых норм, у государства пока ещё остаётся мощный рычаг поддержки отечественных производителей. Это государственный и муниципальный заказ. В рамках проекта нового закона о госзакупках - закона о Федеральной контрактной системе, предусмотрены преференции для российских предпринимателей. В частности, речь идет об ограничении поставок импортных товаров и услуг в целях защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики. Как полагают эксперты, это не является нарушением российских договорённостей по вступлению в ВТО. Дело в том, что в соответствии с условиями присоединения Россия в течение четырёх лет свободна от необходимости соблюдать положения Соглашения ВТО по правительственным закупкам. И этот период необходимо использовать.
«Бюджетные средства - это деньги российских налогоплательщиков, - отметил в одном из выступлений председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский. - И они вправе рассчитывать, что их налоги помогают развитию отечественной экономики, стимулируют рост зарплат и появление современных рабочих мест».
Кстати, квотируя импортную продукцию, разработчики поправок к закону о ФСК намерены убить ещё одного зайца - стимулировать приток зарубежных инвестиций. Ведь рынок госзаказа крайне привлекателен объёмом и предсказуемостью. А «обойти» квоты для иностранного капитала можно, создавая производства на территории России.
- Естественно, все новые законы в поддержку отечественного бизнеса должны проходить качественную экспертизу с точки зрения соответствия нормам и правилам ВТО, - считает председатель Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Николай Худых. - Что касается достаточности или недостаточности принимаемых мер, то, на мой взгляд, необходимо использовать все меры, находящиеся в законодательном поле, для поддержки нашего бизнеса. Такие меры активно используются участниками Всемирной торговой организации. Например, в Европе действуют квоты на ввоз российской древесины. В результате наши экспортёры вынуждены подстраиваться под эти правила. Если таким образом Европа защищает свои экономические интересы, то почему мы не можем вводить защитные меры для своих производителей? Подчеркну: юридически правильные меры, не противоречащие нашим международным обязательствам.
Впрочем, некоторые аналитики высказывают весьма любопытное мнение о том, что достичь конкурентоспособности российских товаров, играя только на «своём поле» - внутреннем рынке, - невозможно. Проблема в объёме потребления. Известно, что чем больше производится товара, тем меньше себестоимость каждой единицы произведённого. Но объём производства нельзя наращивать бесконечно - он ограничен ёмкостью рынка. И в этом смысле предприятия, ограниченные национальным рынком сбыта, проигрывают компаниям, продающим свою продукцию во всём мире. Примером может служить китайская экономика. Если бы Китай не получил в своё время доступ - в первую очередь к рынку США, ёмкость которого составляет около 40 процентов общемирового потребления, а ориентировался только на собственное внутреннее потребление, - ему вряд ли удалось бы достичь каких-либо успехов в экономике.
Отсюда не совсем тривиальный вывод: для того чтобы отечественная продукция пользовалась спросом в России, нужно, чтобы она с тем же успехом раскупалась во всём мире. И речь должна идти не об оборонительных мерах, позволяющих нашим производителям устоять против напора зарубежных компаний, но о наступлении, экспансии на мировые рынки.
- Наши «золотые головы» должны думать о том, как создать для наших экспортёров наиболее благоприятные условия, для того чтобы они могли конкурировать на мировых рынках, - говорит Николай Худых. - И не когда-то в будущем, а уже сейчас. Необходимо сделать несколько вещей. Во-первых, срочно пересмотреть российское законодательство на предмет актов, противоречащих нормам ВТО, и исключить их. Во-вторых, необходим всеобуч. Каждый житель Российской Федерации от кухарки до премьер-министра должен пройти курсы: что такое Всемирная торговая организация, и как наше вступление в неё скажется на нашей повседневной жизни и деятельности. Мы должны учиться работать в совершенно новых условиях. И, в-третьих, делать это очень активно. Не надо сидеть и думать: у нас в Сибири тридцатиградусный мороз, и поэтому ВТО к нам никогда не придёт. ВТО уже здесь. В лесном комплексе, в сельском хозяйстве уже работают стандарты Всемирной торговой организации. Более того, мы получаем сигналы о большой заинтересованности иностранных компаний геологической отраслью региона. В частности, те же китайцы выражают интерес к разработке наших месторождений, и нормы ВТО позволяют им заняться этим. Вывод один: нельзя сидеть на месте. Нужно активнее развивать зарубежные контакты, использовать все возможности, чтобы проталкивать наши товары на мировой рынок.