Новости

Есть ли жизнь на марше?

Есть ли жизнь на марше?

Зачем обладатель трёхкомнатной квартиры живёт на лестнице?

У него есть семья и квартира в центре города. Де-юре. По факту всё его имущество - это стул, коврик и бетонная лестница. Человек просто живёт в подъезде: питается чем придётся, время от времени ходит в баню, спит на полу между этажами, где есть батарея. Длится эта история уже третий год. И создаётся впечатление, что такая ситуация устраивает всех - самого подъездного жителя, его соседей, коммунальщиков и даже милицию. О неумении людей договариваться друг с другом и о нежелании других людей им помогать наш материал.

…Виктор С. работал водителем, жил с женой и сыном в квартире своей матери - трёхкомнатной улучшенке на улице Горького. До тех пор, пока супруга не привела в дом мужчину, с которым её связала страсть не только друг к другу, но ещё и к алкоголю. Понятно, что существовать мирно под одной крышей эта компания не смогла. Лишним в этой ситуации, само собой, оказался Виктор. Идти ему было некуда, да и не хотелось. Отсутствие денег, связей, а главное - желания жить и бороться за свои права - привели Виктора… в подъезд соседнего дома. Он не пьёт, не дебоширит, просто тихо сидит на стуле (который, кстати, с подачи соседей появился у него не так давно) и ждёт. Ждёт, когда кто-то вынесет поесть, ждёт почтальона с бесплатными газетами, ждёт, когда кончится очередной бесконечный день. Жители подъезда не прогоняют, многие вошли в положение.

  • Это тянется уже третий год, - говорит Галина Георгиевна, жительница подъезда, в котором обитает Виктор. - Я пыталась помочь, ходила по инстанциям, но, как видите, воз и ныне там, точнее, тут, у меня под лестницей.

Именно Галина Георгиевна подкармливает своего «соседа», водит его в баню, помогает с одеждой. У неё хранится и паспорт мужчины: в нём всё чисто - городская прописка, отсутствие судимости. Женщина находила Виктору временные приюты, даже устраивала на работу - дворником, но оттуда его погнали, отдав предпочтение неприхотливому гастарбайтеру. Кстати, ждать пенсии Виктору ещё три с лишним года, он бы и рад поработать, но подводит здоровье. Виной тому - автомобильная авария, после которой у мужчины стали возникать проблемы с памятью и вниманием. «Его бы обследовать, - продолжает соседка, - но кто этим займётся?» На мой вопрос о медицинском полисе, она отвечает: «Есть. Даже хочу поменять его на новый вместе со своим, но водить его по больницам у меня времени нет».

Он не пьёт, не дебоширит, просто тихо сидит на стуле и ждёт. Ждёт, когда кто-то вынесет поесть, ждёт почтальона с бесплатными газетами, ждёт, когда кончится очередной бесконечный день.

…Так уж случилось, что я, обозреватель «Городских новостей», уже больше года живу в том самом подъезде. «Соседа» Виктора вижу ежедневно. Сначала думала - бомж. Долго не обращала внимания, потом всё же решила проявить гражданскую позицию и направилась к участковому. Он-то мне и рассказал о судьбе подъездного жителя. Скажу честно: я испытала шок. Даже не оттого, что у «бомжа» оказалась трёхкомнатная квартира, а оттого, с каким спокойствием участковый повествовал мне об истории, которая длится уже более двух лет. Он признался, что о Викторе знает, что говорил с ним, даже вселял в квартиру. Почему Виктор уходит (а точнее, его выгоняют и нередко с побоями), полицейскому, видимо, знать неинтересно. Напоследок он дал мне лаконичный совет: «Если что, звоните 02». Но мне не хотелось ждать этого «если что».

Я обратилась за советом к депутату Красноярского городского Совета, телеведущей Елене Пензиной. Дело в том, что именно в её программе «Версия» была впервые поднята эта проблема. Поднята, но не решена. В сюжете с ёмким названием «Миллионер из трущоб» телевизионщики рассказали о Викторе, даже сходили в его квартиру, но новый «хозяин» вёл себя крайне агрессивно - разговаривать ни с кем не стал, на порог не впустил. К слову, так он поступает почти со всеми.

Совместно с депутатом был намечен план действий. Первое - надо убедиться, что недвижимость действительно принадлежит Виктору и никому больше. На наш запрос в Росреестр мы получили ответ о том, что он не узаконил своих прав на квартиру. В 1995 году эту квартиру унаследовала Мария С. - мать Виктора. Больше никаких данных о собственниках жилплощади не имеется. Выходит, что после смерти матери Виктор не вступил в наследство, хотя является единственным законным наследником (с его слов).

Реализовать своё право на квартиру ему можно через суд. Но и тут возникают проблемы. У Виктора нет денег, а главное - здоровья ходить по соответствующим инстанциям. По словам соседки Галины Георгиевны, его всё чаще стала подводить память - иной раз в двух соснах блуждает. Длительная депрессия и нечеловеческие условия существования сделали своё дело. По-хорошему сейчас ему нужен законный представитель его интересов. Но для этого он должен согласиться на медицинское освидетельствование.

  • У нас никто и никогда не станет заниматься проблемами человека, - говорит депутат Законодательного собрания края Марина Добровольская, - и это нормально, он сам должен биться за свои права. Помочь - да, но сделать это за него - такого не бывает. А поскольку он сидит сложа руки, можно предположить, что его устраивает подъездная жизнь. Конечно, не мешает обследовать его на предмет вменяемости, дееспособности, но и тут он должен дать своё согласие - насильно никаких манипуляций не проводится. Исходя из результатов и будет развиваться ситуация. Не исключено, что ему будет назначен попечитель.

Вторая проблема возникнет уже после - задолженность по квартплате. Супруга Виктора и её новый сожитель скопили коммунальных долгов на сотни тысяч рублей. Их совесть чиста, ведь жилплощадь им не принадлежит. В подтверждение вышесказанному - платёжка на имя Виктора С. с указанием суммы в 236 тысяч рублей (по состоянию на декабрь). Плюс многотысячный долг за электроэнергию. Платить по счетам никто не собирается, по словам соседей, пара регулярно злоупотребляет спиртными напитками, ведёт асоциальный образ жизни.

…Выслушав историю о Викторе, пути решения проблемы специалисты главного управления социальной защиты населения администрации Красноярска начали искать незамедлительно. В тот же день мне пообещали, что в ближайшее время Виктора заберут в центр социальной помощи «Родник», за время пребывания в котором он сможет пройти медицинское обследование, получить юридическую консультацию.

Можно предположить, что в дальнейшем для Виктора станет выходом обменять свою квартиру на меньшую по площади, рассчитаться с долгами и начать жить заново. Если признают больным - назначат пенсию. Окажется дееспособным - попытается устроиться на работу. Это при хорошем раскладе.

  • Бродячий образ жизни в течение такого длительного времени тоже накладывает свой отпечаток, - говорит Елена Пензина. - Не удивлюсь, если его снова поманит подъезд, ведь как-то он прожил там три года, значит, сможет и дальше жить, рассчитывая на благосклонность соседей.

Сам Виктор на судьбоносный вопрос «чего вы хотите?» ответил однозначно: «Квартиру хочу оставить за собой».

Хеппи-энда у этой непростой истории в любом случае не произойдёт. Семью уже не воссоединить. Квартиру на всех не разменять. Где будет жить жена и сын Виктора (а он, к слову, совершеннолетний), да, собственно, и сам Виктор - вопрос пока открытый. От себя же добавлю, что соседская благосклонность тоже имеет свойство заканчиваться. В конце концов, мне так не хочется, чтобы мой маленький сын видел эту убогую жизнь на лестничном марше.

Мы посодействовали временному пребыванию Виктора в «Доме ночного пребывания» городского центра «Родник». Пока он будет находиться там, мы постараемся решить вопрос с медицинским обследованием для установления группы инвалидности.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА