Новости
Не верьте гламуру
Почему сложность важнее успешности
Избавить красноярцев от провинциальности, воспитать истинных горожан, а не простую толпу обывателей, хотят эксперты, разрабатывающие новую стратегию развития культурной политики краевого центра.
Прежде чем приступить к составлению этого документа, представители главного управления культуры администрации города, сотрудники учреждений культуры и приглашённые специалисты провели ряд семинаров. Последний из них - «Дизайн культурной политики мегаполиса: антропологический аспект» - состоялся в рамках VII Красноярского городского форума.
- Сегодня в сознании большинства красноярцев сложился определённый образ: «Я - житель Николаевки, Рощи, Красраба, но не большого столичного города», - рассказывает модератор семинара Дмитрий Шалимов, председатель центра экспертно-аналитического сопровождения городских целевых программ в сфере молодёжной политики. - И от такого ошибочного представления нужно отходить. Именно культурная политика может оформить такое знаковое пространство для горожан, в котором у людей поменяются модели поведения. Они избавятся от провинциального сознания, станут ощущать Красноярск самодостаточной столицей, а не только административным центром края.
Участники семинара привели в пример градацию жителей городов, предложенную немецкими исследователями. Учёные определили три типа людей. Первый, самый малочисленный, - это «эксперты», люди обладающие знаниями, собственными размышлениями, имеющими ценность для общества. Второй - «люди с улицы», по сути, это ведомая толпа, которая «верит гороскопам и рецептам и счастья». И, наконец, третий тип - хорошо информированный гражданин.
- Это человек, который по каким-то вещам стремится занимать экспертную позицию, но экспертом не является, но самое главное - он думает, размышляет, имеет собственную позицию, - говорит Дмитрий Константинович. - В немецком языке слова «гражданин» и «горожанин» тождественны. Определяя стратегию развития, мы также объединили эти понятия. Сегодня необходимо создавать такие проекты, в которых человек из жителя слободы превращался бы в хорошо информированного гражданина, горожанина. Что для этого нужно сделать? Расставить чёткие приоритеты: в первую очередь определить, от чего хотим избавиться. В молодёжной политике враг обозначен - это гламур, который мы считаем фальсификацией истинной деятельности. В культуре - это провинциальное сознание. Что такое столичность? Это человеческая сложность, а вовсе не успешность, как считают многие. Успешность - ситуативный фактор, она проходит, а сложность всегда остаётся с человеком. И наша цель - чтобы учреждения культуры превращались в центры инновационной культуры.
Эксперты отмечают: интересные проекты, позволяющие изменять сознание людей, уже появляются. Так, сотрудники музыкальной школы № 8 предложили выстроить новое аудиопространство города.
- Её специалисты говорят: послушайте, как некрасиво звучат звонки на урок в школах, сигналы светофоров на улицах, давайте придумаем для них новое звучание, приятное для слуха, рождающее положительные образы, - рассказывает Дмитрий Шалимов. - И это изменит пространство города, оно станет более красивым. Сейчас решено переделать центральную набережную Енисея -каждая её часть будет иметь определённый образ. И это тоже шаг к формированию нового горожанина. Ведь набережная станет местом, где можно будет остановиться и подумать, предложить собственное арт-решение, которое, надеемся, объединит многих - в первую очередь тех, кто ещё не может определить своё место в городской среде.