Новости

Варвары у микрофона

Варвары у микрофона

Вы - звери, господа

Вообще-то я настороженно отношусь к произведениям Горького. Видимо, школьная подача творчества классика советской литературы даёт о себе знать до сих пор. Горьковские сочинения всегда мне казались чересчур длинными и скучными. Особенно пьесы. Но первая премьера сезона Красноярского драматического театра имени Пушкина «Варвары» заставила посмотреть на хрестоматийные сочинения писателя по-иному.

Боле того, горьковский текст - всё же рука мастера чувствуется - оказался как бальзам на душу после незатейливой современной драматургии, которой сегодня потчуют нас в изобилии местные и заезжие театры. Удивительно, но написанные сто лет назад слова, звучавшие со сцены театра XXI века, вовсе не казались вычурными и архаичными. Может быть, потому что никто, кроме Горького пока не написал лучше и ярче по «новых русских»? А может, история сделала круг и вновь явила нам эпоху перемен, когда рушатся нравы и устои. Поэтому пьеса «Варвары», которая затрагивает тему столкновения патриархального и нового времён, актуальна сегодня.

Однообразную жизнь провинциального городка Верхополье нарушает приезд строителей дороги - инженеров Черкуна и Цыганова. В уезде серость и скука. Все развлечения местных - сплетни да адюльтер. Причём романы крутятся здесь не из-за страсти, а, скорее, от тоски. Приезжим здесь тоже скучно, и они стараются раскачать провинциальное болото, как могут: заводят любовные интриги, спаивают местных… В общем, на смену патриархальному варварству «поборники цивилизации» несут новое варварство: моральную деградацию и жестокое равнодушие. Через несколько месяцев плоды их «просвещения» налицо. Обманутая Черкуном Надежда Монахова, искавшая большой и страстной, как в женских романах, любви, кончает жизнь самоубийством. Чиновник Дробязгин скрывается с казёнными деньгами. Становится пьяницей сын городского головы Редозубова - милый увалень Гриша…

Пьесы Горького - несомненно, классика жанра: говорящие фамилии, ружьё, точнее пистолет, который маячил на сцене на протяжении трёх часов и, как положено, выстреливает в конце представления. Но не надо думать, что всё было очень уж академично в постановке Олега Рыбкина. Скорее, спектакль - это синтез времён и жанров. На артистах костюмы, напоминающие наряды начала двадцатого века, и говорят герои, словно наши прапрабабушки и прапрадедушки… Но в минуты «роковые» они пускаются в пляс, как местечковые евреи, или начинают выяснять отношения под музыку современной культовой английской панк-группы «Тигровые лилии». То вдруг на вечеринке по случаю рождения Богаевской на авансцене появляется микрофон, в который по очереди герои выкрикивают обрывистые фразы. То ли хмельной угар тому причина, то ли просто нет сил терпеть боль, которая живёт годами в душе у каждого.

Несомненно, в спектакле есть актёрские удачи. Тяжёлой артиллерией выступило здесь старшее поколение пушкинцев. Как омерзителен в своём подобострастии к чинам и склонностью к сутяжничеству и доносительству Павлин Головастиков в исполнении народного артиста России Алексея Исаченко. Мудра в своей созерцательности, словно черепаха Тортилла, местная дворянка Богаевская (залуженная артистка РФ Галина Саламатова). Очень жалок морально раздавленный под напором новых варваров хам и хапуга, городской голова Редозубов (народный артист РФ Валерий Дьяконов), в результате потерявший и сына, и дочь.

Ярко завило о себе и новое поколение театра. Публика просто влюбилась в Гришу, которого сыграл Иван Янюк. Когда над забором появилась безмятежная, невыразимо добродушная, круглая как луна, физиономия Гриши, зритель не смог сдержать улыбки. Очаровательная в своей детской непосредственности, готовая к революционным поступкам в своей жизни, юная героиня Яны Няньчук - дочь городского головы Катя.

Спектакль Олег Рыбкин выстроил тонко и умно. В первом акте приезжие инженеры проводят время на открытой веранде, а вокруг, за глухим забором - город, сквозь щели которого, затаив дыхание, обыватели рассматривают нуворишей, сгорая от любопытства. Черкун и Цыганов пока здесь чужие. Во втором акте старое и новое сходится в одном пространстве - в доме госпожи Богаевской, где снимают апартаменты строители. И варвары начинают пожирать друг друга, всё глубже погружаясь в болото пошлости и цинизма. Причём непонятно, на чьей стороне преимущество. Несмотря на внешнее превосходство временщиков, они неожиданно начинают тонуть в густом потоке живого страдания, любви, страсти, желаний, который нисходит от всполошённого ими города. И только выстрел заставил всех остановиться: «Господа, вы убили человека!» Вы - звери, господа…

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА