Новости
Есть идеи?
Чем удивить работодателя
Согласно статистике, в этом году за парту в высшей школе сели шесть с половиной миллионов россиян, три миллиона отправились учиться в техникумы и профессиональные училища. Тяга к знаниям налицо. Вот только пригодятся ли молодым специалистам полученные знания - большой вопрос.
Общероссийский уровень безработицы среди молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет, то есть потенциальных выпускников вузов и техникумов, остаётся высоким - 16,8 процента по данным на 2011 год. Не последнее место в числе безработных выпускников занимают и красноярцы. Ежегодно в городские центры занятости населения обращаются примерно 6,5 тысячи вчерашних студентов различного уровня профессиональной подготовки. Примерно треть из них - выпускники вузов. Казалось бы, немного, учитывая, что в образовательных учреждениях региона учится 160 тысяч человек. С другой стороны, 6,5 тысячи - это почти половина населения небольшого города, например, Енисейска.
Что должны знать вчерашние выпускники - сегодняшние соискатели, чтобы получить достойную работу и заработную плату? Какой специалист нужен работодателям? Эти вопросы стали основными на заседании круглого стола, состоявшемся 30 ноября в рамках VIII Красноярского городского форума. Экспертами и участниками полемики стали преподаватели высших учебных заведений города, депутаты, работодатели и представители бизнеса.
- Мы попытались разобраться, чего не хватает нашим выпускникам, и совместно со Всемирным банком высшей школы экономики провели исследования, - отметила Ольга Никитина, заместитель министра науки и образования Красноярского края. - Опросили руководителей крупных компаний и выстроили шкалу качеств, которые хотят видеть работодатели в своих новоиспечённых сотрудниках.
Первое место в заветном списке требований руководителей компаний занимает не что иное, как открытость сотрудника новым идеям. Молодые специалисты не должны бояться экспериментов и просто обязаны легко подхватывать и осваивать современные течения и технологии в своей профессиональной области. Им необходимо уметь решать поставленные перед ними задачи творчески и нестандартно.
На второй позиции уверенно расположилась коммуникабельность. Как выяснилось, очень часто руководители сталкиваются с тем, что новички не всегда способны ладить с клиентами и партнёрами компании, некоторые же умудряются не уживаться даже с коллективом.
Третью и четвёртую ступень пьедестала поделили между собой добросовестность и способность самостоятельно принимать решения. Причём добросовестность тут, скорее, сродни аккуратности. Как говорят сами работодатели, очень часто молодым специалистам, особенно технарям, приходится работать с современным и очень дорогим оборудованием. И в семидесяти процентах случаев техника приходит в негодность от недобросовестного обращения сотрудника с ней.
И наконец, пятую позицию занимает профессиональная компетентность выпускника, то есть те самые академические знания, которые он успел приобрести за годы обучения в университете, техникуме или училище после окончания школы. Кстати, поставив знания только на пятое место, 30 процентов работодателей сетуют как раз на их нехватку, жалуясь на то, что выпускники приходят с низким уровнем профподготовки.
- Вот и возникает вопрос, правильно ли мы учим наших студентов в вузах и техникумах, - говорит Ольга Николаевна. - Может быть, нужно делать акцент на творческий потенциал абитуриента, пытаться открыть и развить в нём способность мыслить креативно, учить принимать нестандартные решения.
Впрочем, даже выпускнику, обладающему всеми перечисленными качествами, не всегда легко найти работу, встретиться с потенциальным работодателем. Обсуждая эту проблему, эксперты сошлись во мнении - вузам нужно активнее организовывать практику для своих студентов. Прозвучало предложение создавать пилотные площадки: университет либо техникум совместно с предприятием организуют для студентов поле деятельности, где они смогут применять полученные за годы обучения теоретические знания и понемногу осваивать практику. По большому счёту, эта идея не нова и широко использовалась в советское время. И сейчас некоторые вузы и техникумы применяют эту практику.
- Студенты Дивногорского гидроэнергетического техникум обучаются не только на семинарах и лекциях, - привела пример Ольга Николаевна. - Они повышают уровень профессиональной компетентности на практике: учатся читать чертежи и разбираться в деталях машин прямо на небольшом производстве, организованном в помещениях техникума.
За минувший год его студенты выполнили заказов на один миллион рублей. Для крупного, постоянно действующего завода это небольшая сумма, а для студенческого предприятия - результат впечатляющий. Подобную практику на некоторых факультетах вводит и СФУ, например, студенты-юристы разбирают вполне конкретные дела, давая экспертное заключение и оказывая юридическую помощь нуждающимся.
Подобные программы действуют и в красноярском педагогическом университете. В рамках проекта «Практика карьеры» молодые педагоги могут проходить практику в различных образовательных учреждениях с возможностью дальнейшего трудоустройства.
Такой формат сотрудничества выгоден всем: работодатели могут выбрать лучших кандидатов, а молодые специалисты - работу.
Так, в этом году в Зеленогорске две студентки пятого курса факультета иностранных языков остались работать в школах, где проходили в рамках проекта практику. При этом трудились они на практике как настоящие учителя и получали зарплату.
- Ситуация на рынке труда создаётся несколькими ведущими силами, - считает Александр Новобранцев, директор центра карьеры КГПУ - Работодатели задают свои правила игры, вузы - кузницы кадров - действуют по своим законам, а власть решает свои задачи. По большому счёту, мы все плывём в одной лодке, но каждый гребёт в свою сторону. Уметь понять другого участника общего дела, разработать и осуществить план совместных действий во благо развития Красноярска - это главная задача.