Новости
Робеспьер жил в Красноярске?
Что знают молодые красноярцы о Красноярске, о нашем крае и его истории?
В минувшие вторник и среду 18-19 декабря в Красноярске проходила научно-практическая конференция «Гражданское образование в информационный век: общественно-научные предметы для социального взросления личности», на которую съехались школьные преподаватели истории, обществознания и географии, руководители школьных музеев со всего края, в 15 территориях учителя участвовали в конференции в режиме онлайн при помощи современных информационных технологий.
Лишь одно выступление (в видеорежиме) главного методиста в стране в области преподавания истории в школе вызвало у меня внутреннее отторжение. Автор многочисленных и, на мой взгляд, абсолютно бесполезных пособий для учителей о том, «как преподавать историю» рассказывала, как прекрасно прошёл объявленный Год истории, какие грандиозные задачи ставят руководители страны в своих посланиях и тому подобное. Такое впечатление, что мы живём в разных странах.
Гуманитарное образование в России тихо скончалось. Это признал даже ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, которого самого часто обвиняют в развале гуманитарного образования (именно придворная «Вышка» больше всех влияет на образовательную политику в стране). В ведущем вузе России - МГУ - с прошлого года вынуждены были ввести обязательный предмет «Русский язык и культура речи». Потому что студенты безграмотные. 70 лет назад по всей стране открывались вузы, туда поступали не очень подготовленные люди и Наркомпрос тогда создавал специальные комиссии по борьбе с неграмотностью среди студентов. И вот в современную эпоху после всех достижений отечественного образования мы, по сути, вернулись к тому состоянию, с которого начиналась советская высшая школа.
22 ноября учёный совет филфака МГУ единогласно принял заявление «О реформе образования, её итогах и перспективах». Состояние гуманитарного образования в средней школе и в вузах оценивается там как «национальная катастрофа, чреватая сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции». После этого в стране началась большая подписная кампания. Заявление учёного совета уже сейчас поддержали десятки тысяч вузовских преподавателей гуманитарных дисциплин, множество школьных учителей истории и литературы.
В Красноярске самое слабое гуманитарное образование в Сибири. В миллионном городе студентов-гуманитариев в разы меньше, чем не только в Томске или Иркутске, но и в Чите и Улан-Удэ.
Нам говорят про патриотизм, что надо любить Родину, в том числе малую, а для этого, естественно, знать её историю и культуру. Говорят об этом люди, которые имели в течение последних 13 лет неограниченную возможность принимать государственные решения в этой сфере. Можно было навести порядок на государственном телевидении, чтобы хотя бы государственные телевизионные каналы в годовщину вывода советских войск из Афганистана не показывали американские фильмы, где «хорошие американские парни» побеждают «плохих русских» в этой центральноазиатской стране. Именно в эти годы в нашей стране практически было уничтожено гуманитарное образование как в школе, так и в вузах.
Накануне конференции красноярских учителей 14-го и 17 декабря центр гуманитарных исследований «Текущий момент» провёл небольшой опрос среди 17-18-летних красноярцев. Было опрошено несколько сотен учеников 11 класса и студентов первого курса (часть из которых сдавала ЕГЭ по истории при поступлении). Не везде опрос получился (в некоторых классах дети списывали друг у друга, в одной студенческой группе был доступ в Интернет), после ремонта выборки осталось 242 анкеты для анализа. Вот некоторые результаты.
На вопрос: «Какие народы проживали на территории Красноярского края до прихода русских?» - правильно (кыргызы, эвенки или тунгусы, хакасы, ненцы) ответили лишь 15 процентов опрошенных; 40 процентов не дали никакого ответа, ещё 45 процентов считают, что это были «нерусские», «азиаты», «славяне», «восточные славяне», «монголы», «печенеги», «варяги» и т. п. На вопрос: «Какой день отмечается в нашей стране 4 ноября и почему?» - ответы распределились следующим образом: 30 процентов - нет ответа, 15 - День независимости, ещё 10 - День Конституции, народов России, единства России и даже (!)- День единой России». 45 процентов ответили правильно, но только 5 пять сумели объяснить (Минин и Пожарский, 1612 год).
Был предложен список из десяти человек, связанных с историей Красноярска, нужно было назвать, кто они такие. Андрея Дубенского знают 45 процентов опрошенных. Для основателя Красноярска это очень плохой результат. На втором месте оказался М. С. Годенко. Его знают 7 процентов, судя по почерку это девушки, видимо, они занимаются танцами. Чуть больше 5 процентов знают В. Ф. Войно-Ясенецкого; 2-3 процентазнают Н. П. Резанова (один ответ был просто замечательный - «основатель БКЗ»), Л. В. Киренского (столько же считают его «руководителем Временного правительства), К. У. Черненко, Г. В. Юдина, П. С. Федирко. Всего два человека, это меньше одного процента знают, кто такой Д. И. Каратанов, и один человек назвал И. В. Шпиллера.
Самыми впечатляющими были ответы на блок вопросов: когда в Красноярске жили или находились А. Чехов, Ф. Нансен, Я. Гашек, В. Молоков и В. Ленин. С провокационной целью список был дополнен ещё двумя персонажами - М. Робеспьером и Ж-П. Маратом. Лишь два процента опрошенных знают, что Чехов останавливался в Красноярске по пути на Сахалин, ещё около шести процентов назвали Ленина и его шушенскую ссылку. Ни Нансена, ни Гашека, ни Молокова, в честь которого сейчас устанавливают памятник на Взлётке, наши юные земляки, похоже, вообще не знают. А вот Робеспьер, по их мнению (около 10 процентов) бывал в Красноярске, причём в ХХ веке.
Лишь четыре процента назвали, где находится географический центр России, и то это с учётом ответов «в Эвенкии». Почти никто не назвал, как называется символ города - часовня, изображённая на 10-рублёвой банкноте.
Уходящий год был объявлен в России Годом истории. Честно говоря, я не заметил, чтобы этот год отличался чем-то от других. Во всяком случае, у нас в крае. По-прежнему красноярские историки, краеведы и вообще гуманитарная интеллигенция находятся где-то на обочине. Власть, вероятно, и не знает о её существовании. Никакой региональной политики в области исторического знания и воспитания молодых красноярцев просто не существует. В Красноярске самое слабое гуманитарное образование в Сибири. В миллионном городе студентов-гуманитариев в разы меньше, чем не только в Томске или Иркутске, но и в Чите и Улан-Удэ. У нас нет ни одного издания краеведческого или исторического характера. У нас нет ни одного исторического сайта.
В каждом сибирском субъекте Федерации есть - а кое-где и не один - крупные проекты гуманитарного и исторического просветительства: Алтайская электронная библиотека, Иркипедия, уникальная «Энциклопедия Забайкалья» и т. п. В маленькой бедной Туве, где населения примерно столько, сколько в Советском районе Красноярска, есть хороший электронный журнал «Новые исследования Тувы» и качественный гуманитарный портал «Тува-Азия». Там власть всё-таки думает об историческом просвещении и воспитании местного патриотизма. В редсовет «Тувы-Азии» входит глава правительства Шолбан Кара-оол. Редактором «Энциклопедии Забайкалья» является забайкальский губернатор Равиль Гениатуллин, Аман Тулеев лично курирует работу кузбасских историков. В Иркутске, Томске, Омске, Улан-Удэ без местных историков и гуманитариев вообще нельзя представить региональную политику и региональную жизнь. И только в самом богатом Красноярском крае нет ничего подобного.
Состоявшаяся конференция учителей истории и обществознания приняла обращение к красноярской общественности и органам власти. По-моему это первый призыв консолидировать гуманитарную общественность. Создать организацию, которая объединит историков, краеведов, вузовских преподавателей и школьных учителей, тех, кто должен заниматься гуманитарным просвещением. Надо разобраться с учебными программами, с так называемой региональной компонентой. Нужен общекраевой просветительский проект если не уровня «Энциклопедии Забайкалья», то хотя бы краевой историко-просветительский сайт в Интернете. Должна быть какая-то издательская политика в крае. Скоро 400 лет Енисейску - это юбилей даже не краевого, а общероссийского значения (в отличие от 400-летия Красноярска). Это хороший повод принять большую программу исторического просвещения в крае.
Не знаю, сможет ли консолидироваться гуманитарное научное и педагогическое сообщество в крае, но если власть в ближайшее время не пересмотрит своё отношение к гуманитарной сфере, можно будет вообще забыть о «социальном взрослении» будущих поколений и о каком-либо «красноярском патриотизме».