Новости
Пётр Пимашков: «Политика не битва, а поиск компромиссов»
Год назад, 14 декабря, Пётр Пимашков провёл свой последний день на посту главы Красноярска. Он уезжал в Москву, как сам говорил, в длительную командировку: жители города избрали Петра Ивановича депутатом Государственной думы. Накануне новогодних праздников редакция «Городских новостей» по традиции пригласила Петра Ивановича в гости. И он также неизменно согласился. Разговор оказался долгим, откровенным и очень интересным. На каждый вопрос журналистов у Петра Ивановича была история из личной жизни, неразрывно связанной с жизнью нашего города.
- Пётр Иванович, насколько Ваши представления о работе в Госдуме совпали с реальностью?
- Я знал работу Думы так же, как и все, - по телевизионным репортажам. Думал, разобраться с таким обилием законов сразу будет непросто. Но всё оказалось прозаичнее. Пригодился опыт работы с горсоветом Красноярска. Я вхожу в сосотав Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Эта тематика мне знакома - как глава города, я постоянно на практике применял законы, касающиеся местного самоуправления. И, как все, возмущался их несовершенством. Так что сейчас имею возможность предметно объяснять коллегам, что в этих нормативных актах не так.
Без развитого местного самоуправления ещё ни одно государство не сумело выстроить эффективную экономическую и социальную политику. По Конституции местное самоуправление - самостоятельная ветвь власти, но многие федеральные органы по-прежнему относятся к местным по принципу «мы начальники, а вы - подчинённые». И условия позволяют этим чиновникам так себя вести: когда на две трети местные бюджеты состоят из субсидий и субвенций государственного уровня, зависимость очевидна.
Сегодня задача номер один, которая стоит перед нашим комитетом и перед Думой в целом, - расширение полномочий местного самоуправления и подкрепление их финансовыми ресурсами. Её решение разбито на два этапа. Первый - это 2012-2113 годы, второй - 2014-2016-й. За это время мы должны изменить законодательство, перераспределить доходы по уровням власти так, чтобы бюджетов городов и посёлков хватало на обеспечение полномочий без дотаций сверху.
И уже сейчас мы каждый месяц принимаем законы, направленные на увеличение местных доходов. Последнее изменение - теперь все штрафы за несоблюдение правовых актов органов местного самоуправления будут полностью оставаться в местном бюджете. В полном объёме с 2014 года в бюджеты городских округов будут поступать доходы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. В местные бюджеты перейдут отчисления от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла.
Помимо этого сейчас в Думе на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий введение местного налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физлиц. В результате доходы местных бюджетов увеличатся в полтора раза. Планируется передача основной массы налогов от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов, на местный уровень.
Одна из причин существовавших перекосов не в пользу местных бюджетов, на мой взгляд, в том, что раньше в Госдуме почти не было людей из муниципалитетов. А сейчас у нас в комитете работает бывший мэр Омска Виктор Шрейдер, в комитете по ЖКХ - бывший мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов, в Совете федерации - бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, мэр Иркутска Владимир Якубовский.
Хотя нужно сказать, что расширение полномочий и фактической самостоятельности местного самоуправления поддерживают не все. До сих пор, особенно от властей республик в составе РФ, приходят просьбы лишить муниципалитеты тех или других прав и финансового обеспечения. Хотя куда уже? За последнее время полномочий у местной власти стало больше, денежное подкрепление сократилось на треть. Этот перекос надо выправлять. Такая задача поставлена президентом, и мы будем её выполнять.
- В Госдуме этого состава много не только профессиональных управленцев, но и певцов, спортсменов. На Ваш взгляд, могут ли они качественно рассматривать законопроекты?
- Я считаю, что в Думе должны быть представлены интересы разных групп. В начале прошлого века это были представители сословий, сейчас - разных профессиональных сообществ. Только человек, поработавший в той или иной сфере, может знать подводные камни и дать законопроекту оценку с точки зрения практика. Недалеко от меня в зале заседаний рабочее место Ирины Родниной. Она очень часто даёт интересные предложения по развитию спорта, основанные на личном опыте. Эффективно работает Николай Валуев. Такие люди нужны в Госдуме.
- По каким проектам за этот год шли самые жаркие споры?
- Сейчас мы рассматриваем закон о межнациональных отношениях. Он вызывает массу противоречивых мнений. Грань между высказыванием мнения и разжиганием розни здесь очень острая, но и проблема существует - это факт, а значит, обсуждать её нужно. В своё время ликвидировали министерство по делам национальностей. Я считаю, сделали это совершенно неправильно. Такой орган нужен, и он должен быть в многонациональной стране.
Очень острая полемика идёт вокруг Закона об образовании. Уровень компетенций подрастающего поколения - это будущее страны. А позиция министерства образования, мягко скажу, неуверенная. Недавно в Думе отчитывался министр, и его ответы о политике в сфере образования были иногда неубедительны. Это, понятно, вызывало недовольство.
- А внутри фракции «Единая Россия» бывают такие баталии? Или там строго действует принцип единоначалия?
- Недавно большие споры шли вокруг изменений в Жилищный кодекс. Были разные предложения, в том числе перенести почти всю тяжесть проблемы на жителей, то есть собственников жилья. Но где у людей деньги на капремонты? В итоге мнение депутатов дошло до президента. Он поручил обсудить вариант совместного финансирования капремонта с участием федеральных, региональных, муниципальных органов и собственников жилья.
И, ратуя за жаркие и продолжительные дебаты по тому или иному вопросу, всегда нужно помнить, что политика - это не битва, а поиск компромиссов в интересах общества. Можно превратить парламент в шоу. Сейчас так происходит на Украине. Но эффективно ли это? На мой взгляд, для движения вперёд обязательно нужна сила, способная взять на себя ответственность и принять решение.
- Пётр Иванович, с какими проблемами обращаются к Вам как к депутату люди? И сколько обращений нужно, чтобы поменять какой-то закон?
- Естественно, я принимаю письменные обращения, провожу личный приём в Красноярске. Когда любой депутат, в том числе и я, выезжает в регион, его обязанность - выяснить проблемы. После возвращения мы все пишем служебные записки. Потом информация сводится и анализируется - какие проблемы характерны для всей страны, а какие встречаются только в одном регионе.
Любые изменения законов рождаются не на пустом месте. Чаще всего их основой становятся именно обращения людей. Например, проблемы в ЖКХ - одна из главных тем обращений. А между тем с принятием нового Жилищного кодекса вся ответственность за жильё легла на собственника - так было в нём прописано. Но для людей это была совершенно новая ситуация. Как вести себя, как организовываться, что проверять, требовать, они не знали. Понимая остроту проблемы, мы в Красноярске создали целое управление по работе с ТСЖ. Меня тогда критиковали - зачем это, ведь полномочий нет. Но мы оказались правы. Через несколько лет на федеральном уровне поправились, внеся в законодательство изменение и вернув муниципалитетам право частичного контроля за жилищниками.
Я, как и многие другие депутаты, внимательно слежу за выступлениями в СМИ, это тоже источник откликов о тех или иных законопроектах. И если очевидно, что негативных отзывов много, мы ещё и ещё раз возвращаемся к законопроекту, анализируем его. Но нужно понимать, что быстро законы не меняются. Сам процесс законодательства довольно сложный, проходит много этапов, прежде чем документ обретёт окончательный вид. Есть законы, которые остаются у нас ещё с советских времён, и это иногда создаёт проблемы.
Несколько лет назад в краевой администрации была встреча с президентом Путиным. Владимир Владимирович спросил, как я отношусь к только что принятому закону о местном самоуправлении. Я сказал тогда, что нужно время, чтобы понять, как закон будет работать. Зато по действующим нормативным актам у меня были вопросы. Например, тогда ещё оставался закон, обязывающий местные власти в течение полугода предоставлять прокурорским работникам и судьям жильё. Но это при советской власти в каждом доме была муниципальная часть квартир, и такое требование выдерживалось, а в новых условиях все строители стали коммерческими организациями и никому уже ничего не должны. Но юристы из госорганов законы и предоставляемые им права знали. Тут же шли в суд, который выносил решение: квартиру предоставить. Но средств на неё в бюджете всё равно не было. Тогда арестовывали все счета муниципалитета. Именно такая ситуация у нас сложилась, когда приехал Владимир Владимирович. И я об этом несоответствии законов рассказал. Буквально через неделю звонит мне прокурор края и говорит, что впервые за всю историю им выделили средства на приобретение квартир. Закон всё-таки изменили и обязанность эту с муниципалитетов сняли.
- Год назад, как раз после выборов в Госдуму, бурлила Болотная площадь. После этого много говорили, нужна ли оппозиция и какой она должна быть. Что Вы думаете по этому поводу?
- Оппозиция должна быть конструктивной (как это ни банально звучит). Она должна болеть за свою страну и все свои помыслы направлять на улучшение жизни народа. А власть должна быть более гибкой и не допускать таких столкновений, как на Болотной.
Высказывать своё мнение надо, и для этого должна быть возможность, но выражение мнения и толпа - это разные вещи. Расскажу одну историю из прошлого. Это было, наверное, в 1973 году. Я работал тогда вторым секретарём райкома комсомола в Октябрьском районе, и захотелось мне сделать что-то неординарное. Решили организовать на районном стадионе концерт ансамбля танца Сибири. Приехал первый секретарь райкома партии, другие руководители. Начался концерт. Зрителям на одной из трибун в какой-то момент показалось, что им плохо видно. Они подошли ближе - закрыли обзор другим. Те тоже поднялись. И так по цепочке толпа завелась. Милиция попыталась остановить, но её начали избивать. Так и на Болотной площади - кто-то искренне вышел, а кто-то специально приготовил маски для провокации.
И ещё одно: надо смотреть, кто возглавляет оппозицию. Если это люди, разворовывавшие страну в 1990-е годы, страшно становится при мысли, что они снова придут к власти. Благодаря им почти вся государственная собственность бесплатно ушла в руки нескольких десятков олигархов. Их нельзя допускать к управлению страной.
Ещё важно: у людей должна быть возможность не только высказываться, но и, самое главное, выбирать. Меня долго убеждали, что прямые выборы главы города - это неправильно, проводили разъяснительные беседы. Но мы сохранили в Красноярске прямые выборы. А сейчас к ним вернулись и на региональном уровне, хотя этот процесс надо регулировать. Представьте только на минуту, что в каком-нибудь регионе победит националист. Что будет? Сейчас такое произошло в Каталонии, и сразу там заговорили об отделении от Испании. Подобное может быть в любой многонациональной стране, а мы уже потеряли Советский Союз, потерю России мы не можем допустить.
- Пётр Иванович, когда Вы были мэром, всегда привозили в Красноярск разные идеи из других городов и стран. Сейчас Вы каждый день видите Москву. Есть ли в столице находки, которые может перенять Красноярск?
- На самом деле я, как депутат и участник нескольких межпарламентских груп, продолжаю ездить и по стране, и за границу, и по-прежнему отмечаю что-то интересное везде, где бываю.
В рамках межпарламентской группы Россия - Армения я совсем недавно побывал в нескольких городах бывшей советской республики, в том числе в разрушенном землетрясением 1988 года Спитаке, серьёзно пострадавшем тогда Ленинакане - сейчас это город Гюмри. Замечательная страна, трудолюбивый народ, но экономическая ситуация тяжелейшая. Идёт отток населения. Хотя и там можно чему-то поучиться.
Был в Ярославле, Калининграде, Курске. И порадовался за Красноярск. Города, которые я назвал, ближе к центру, у них более продолжительная история. Но в последнее время они развивались медленнее, чем Красноярск. Правительство дважды - в 2006-м и в 2010 годах - признавало Красноярск самым динамично развивающимся городом России. В этих поездках я ещё раз убедился, что это признание было совершенно справедливо.
Что касается Москвы. Это сердце страны, столица нашей Родины, и мы все гордимся ею. Хотя было время, когда на столицу страшно было смотреть. Я говорю про годы, когда городом управлял Гавриил Попов. Кто-то говорил, вспоминая слова известной песни про Днепр, мол, он уже не шумит, а только стонет. Так и с Москвой было - гордость отходила на второй план, оставалась только боль за то, до какого состояния можно довести столицу.
С тех времён многое изменилось в лучшую строну. Красноярск много сотрудничал с Москвой, мы брали их лучший опыт. Сейчас, я вижу, много делается по озеленению города, создаются новые парки. Но в городском хозяйстве столицы много проблем. Одна из главных - пробки. Порой через них не может пробраться даже скорая, а ведь от таких задержек зависит жизнь человека. У нас проблема пока не так остра, но она становится всё сложнее. Поэтому городу нужно метро, четвёртый мост, другие крупные дорожные проекты и развязки.
Метро в который раз законсервировали, и это печально. Когда решение о его замораживании принималось, говорили, что лучше эти деньги направить на строительство дорог. Хорошо бы так. Но это же федеральные средства, и вместо Красноярска они пошли в Омск, Челябинск и другие города, где строится метро. Недавно в Петербурге ввели в эксплуатацию перегонный тоннель метро за 90 миллиардов. Да нам бы треть этих денег, и первая линия заработала бы! Мы, все красноярцы, должны объединиться и добиться строительства метро.
- Пётр Иванович, сейчас, когда Вы стали политиком федерального уровня, Ваше отношение к политике изменилось?
- Для меня политика состояла и состоит в том, чтобы быть последовательным и искренним. Я ошибался, как и все, но никогда не поступал и не поступаю так, чтобы в одну сторону провозглашать одно, в другую - противоположное. А у нас такое встречалось и встречается. Я в своё время старался, чтобы в Красноярске появился завод по производству детского питания. Компания активно занималась подготовкой, и в какой-то момент им потребовалась помощь в виде государственных гарантий по кредиту. Но в краевой администрации им отказали, хотя везде заявляли о поддержке бизнеса. Но нельзя же в выступлениях по телевизору поддерживать, а по факту ставить препоны. Ещё более века назад депутат Госдумы Михаил Родзянко говорил: для открытия своего дела в Америке необходимо пойти на почту, заплатить 15 центов и получить разрешение, затем два года можно работать, и никто, повторяю, никто не вмешивался в деятельность предпринимателя, тем более не осуществлял проверки. А у нас в России, говорил Родзянко, нужно пройти десяток кабинетов, чтобы получить разрешение на открытие своего бизнеса, давать взятки. Предприятие ещё не заработало в полную мощность, а на пороге уже стоят проверяющие. Прошло более века, а ситуация, к сожалению, не изменилась.
Расскажу одну историю по этому поводу. После поездки в Южную Африку я поделился с одним местным предпринимателем идеей бизнеса по разведению страусов. Здесь тебе и перо, и кожа, и яйца, и мясо. Он поехал в Подмосковье, купил страусов, построил ферму. Пришёл пожарник - выпишу бумагу или плати, ветврач - найду нарушения или плати. И, что самое возмутительное, приехали и из районной администрации с намёками. В результате он взмолился: заберите этих страусов, не хочу никакого бизнеса.
Нам пора вспомнить слова Родзянко и поддерживать бизнес, особенно малый и средний. Без этого развивать город и страну будет сложно. Я, например, искренне не понимаю, зачем в Сибири покупать землю на аукционе, а потом эти расходы закладывать в стоимость квадратного метра. У нас разве земли нет? Строить негде? Надо условия создавать, чтобы оставить Сибирь российским форпостом, чтобы люди ехали сюда, понимали, что здесь быстрее купят квартиру, будут другие условия для семьи. А пока только один Красноярск из городов за Уралом прирастает по численности. Хорошо, что наш город растёт, но плохо, что из других люди уезжают. Изменить ситуацию можно только преференциями для жителей Сибири, и принимать такие льготы нужно как можно быстрее.
- В Красноярске сейчас много говорят об универсиаде-2019. Как Вы считаете, у нашего города есть шанс её принять?
- Я присутствовал при первом оглашении этой идеи, было это в Барнауле на встрече с Дмитрием Медведевым. Сергей Шойгу попросил президента поддержать идею проведения универсиады в Красноярске и настоял, чтобы Дмитрий Анатольевич наложил резолюцию на эту просьбу. Говорит, я, как сибиряк, настаиваю. Дмитрий Анатольевич тогда ещё пошутил в ответ, что сибиряк - это навсегда, а министр - временно, но резолюцию на письме поставил.
Абсолютно убеждён, что для Красноярска универсиада благо - дополнительные инвестиции, строительство новых объектов. Это большой проект, и я сделаю всё от меня зависящее, чтобы поддерживать усилия губернатора по проведению игр в Красноярске. Я был в Казани. Город преобразился перед универсиадой, стал одной большой стройкой. И Красноярск достоин такого проекта.
Могут раздаваться голоса: а зачем это надо. Я такие возгласы иногда даже начинаю воспринимать как личную обиду. Ведь как было: начали брусчаткой тротуары выкладывать - зачем это надо, Качу благоустраивать - то же самое. Руководитель одной из федеральных структур на встрече тогда с губернатором Александром Лебедем начал жаловаться: Пимашков деньги в Качу вкладывает. Я ему в ответ сказал: ты уедешь, а нам здесь жить, и условия для красноярцев должны быть достойными. Они имеют право гулять вдоль ухоженной реки. Так и «Роев ручей» нам нужен, и развитие острова Татышев. Я на днях обязательно съежу проверю, закрыли ли деревья в яблоневом саду…
В своё время Павел Стефанович Федирко говорил: всё, что можно, тащите в Красноярск, а там разберёмся. И это правильно. К универсиаде нужно уже сейчас активно готовиться и считать, что она у нас обязательно пройдёт.
- Пётр Иванович, Вы уже дважды дедушка. Ваши внуки подрастают, и скоро они начнут задавать вопросы, которые взрослых зачастую ставят в тупик. Если они спросят: что такое счастье, что Вы им ответите?
- Попытки одним предложением объяснить, что такое счастье, предпринимались не раз. Это очень непростая задача. Счастье - это когда человек радуется жизни, когда он занимается любимым делом, когда всё хорошо у родных и близких. Когда развивается его город, его страна и есть желание творить, созидать.
И я, конечно, счастлив, что появилось ещё одно поколение нашей семьи. Внучку назвали Аллой, внука - Петром. Сын и невестка объявили о своём решении назвать внука моим именем. И я горд, что в нашей семье теперь есть ещё один Пётр Пимашков.
- Пётр Иванович, и в завершение: что Вы пожелаете красноярцам накануне Нового года?
- Встретить год с добрым чувством. Красноярск - удивительный город, у нас замечательная природа, прекрасные люди. Желаю всем красноярцам счастья, здоровья и процветания. А что касается моих личных обязательств, то обещаю, что буду делать всё зависящее от меня как от депутата Государственной думы, чтобы Красноярск продолжал активно развиваться.