Новости
ТИПОГРАФИЯ «ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ»: Не мы первые, не мы последние
- Люди добрые, православные, кто ж наставляет вас на дела такие? Не слушайте дьявола, глупые! Что ж смешите вы детей своих малых? Один дурак сказал - другой уже бежит болтать третьему, а тот небось и на колокольню звонить полезет, чтоб всем рассказать. Так-то сильна вера ваша, что всякий язычник поганый вас смутить может? Опомнитесь, не пошлёт Бог на вас кары небесной, покуда вы праведную жизнь ведёте! - так говорил своим подданным древнерусский князь накануне очередного конца света.
С неделю назад заметил он, что люди начали ямы копать и все свои припасы туда стаскивать, что мужики стали убегать в леса, а бабы - уж очень часто рыдать да причитать, что появилось возле храмов много юродивых, которые предрекали «скорый конец земной». А как-то собрался весь город на площади, вышел к ним князь и спросил, чего им надо. Тогда из толпы вышел старец и отвечал князю:
- Пришли мы не для бунту пустого, а по делу. Научи ты нас, князь, как нам быть, чего бояться, куда бежать! Я последние дни свои доживаю, а тоже страшусь ведь огня небесного и вод буйных, что, говорят, должны подняться из рек да морей, чтоб потопить нас заживо вместе со всеми городами да сёлами. А молодые да дети как же? Они и пожить-то не успели ещё, а уж и умирать скоро пора придёт! - при последних словах его бабы уж зарыдали и запричитали в голос.
А как стал князь расспрашивать людей, чего ж они боятся да откудова взяли такие вести, они и рассказали, что, мол, приходил в город ни то ведун, ни то мудрец. Из какой он стороны, никто не ведает: один сказал, что из земель греческих, другой, что из польских, третий, что с неба послан. Да и что сказал-то он, никто толком не помнит.
- «Покроет небо мрак, и перестанут люди видеть, будут скитаться в потёмках, пока друг друга лбами не перебьют», - так прямо и говорил проклятый! До смерти меня напугал, ирод!
- Да что ты мелешь? Где тебе видеть его? Ты из дому-то не выходишь! Он сказал-де: «Пойдёт дождь из камней и прибьёт нас с неба». А ты тоже выдумаешь!
- Постыдились бы князю-то врать! «Подымутся воды из реки и зальют все дома ваши с вами вместе, а там зима нагрянет, так вы и останетесь во льду», - так он, батюшка, и сказывал.
Слушал их князь и дивился на то, какие они мастера сказки выдумывать. Даже смешно ему стало от таких речей. Да народ-то не шутя напугался, раскричались, драться начали, как водится. Унял их князь с дружинниками и говорит:
- Не бойтесь, люди добрые! Авось выживем, а коль не выживем, так и не велика беда. Чего сделаешь-то, как небо супротив нас пойдёт.
Бабы так и заголосили. Разошёлся народ, а ямы копать да убегать не перестал. Да к тому ж крестьяне работу побросали - и чего работать, ежели помирать скоро?
Так после речи княжеской, что он накануне «дня последнего» говорил, вышел из толпы тот же старец и говорит:
- Как же нам, князь, не верить, коли все знаки сходятся? И коровы мычать особенно что-то стали, и солнце уж не так печёт, как раньше бывало, и Васька-юродивый захворал! А ежели ты нам, князь, верить не желаешь, так и не надо! Уж прости нас за дерзость, а ты так говоришь, чтоб мы от работы не отлынивали. Пойдёмте, люди добрые, помолимся перед смертью нашею.
И пошли они все в церковь, а после молитвы попрятались кто в ямах, кто в домах. Сидели они там всю ночь, и плач стоял во всём городе, а как солнце встало, и того пуще рыдать начали люди. Так прошёл день до заката. Вдруг услышали люди колокольный звон. Оказалось, что Васька-юродивый поправился, увидел, что нет никого на улицах, испугался, залез на колокольню и начал звонить что есть мочи.
А только солнце на следующий день встало, пришли люди к князю прощения просить. Князь выслушал их и ответил так:
- Чует сердце моё, что не последними вы будете, кто так же бояться не из чего станет. Будут ещё и через много лет люди, и будут они считать себя мудрее мудрой природы, а всё равно испугаются силы её. И будут они ничем не лучше вашего. Так чего ж мне на вас гневаться-то?
Лиза Рыжкова, литературный лицей, 10-й класс