Новости

Второстепенного в контроле нет

Второстепенного в контроле нет

Не только найти нарушение, но и предупредить его

Бюджет города - это деньги его жителей. Год от года участие красноярцев в формировании главного финансового документа становится всё более массовым. Но мало сверстать бюджет. Надо проследить, чтобы городские средства были израсходованы строго по назначению. Одним из главных аудиторов исполнения бюджета является Контрольно-счётная палата Красноярска. Мы попросили её руководителя Юрия ЛОПАТИНА рассказать об итогах года и планах на следующий.

- Очередной год работы счётной палаты - каким он был?

- Год прошёл достаточно напряжённо. В Красноярске произошла смена власти. Естественно, у нового главы своё видение приоритетов деятельности органов местного самоуправления, в том числе и Контрольно-счётной палаты. Вопросы ответственности не уменьшились, но акцент сегодня делается на профилактику нарушений. Ведь гораздо сложнее устранить последствия и вернуть городу неэффективно использованные средства, когда они уже истрачены, чем предотвратить неправильные действия. Тем более что зачастую нарушения вызваны недостаточной профессиональной квалификацией исполнителей. Кстати, в этом смысле по сравнению с первыми годами нашей деятельности есть положительные сдвиги в виде роста профессионализма работников муниципальных организаций. Хотя говорить, что в этом смысле всё идеально, к сожалению, ещё рано.

- Какие наиболее крупные нарушения были устранены в результате Ваших проверок?

- Среди наиболее значимых мероприятий уходящего года я бы отметил проверку реализации производственных и инвестиционных программ ООО «КрасКом», а также соблюдения установленного порядка использования муниципального имущества, находящегося в распоряжении этой компании, которую мы провели совместно с прокуратурой города Красноярска. В ходе проверки было, в частности, установлено, что в договорах аренды муниципального имущества, переданного на обслуживание ООО «КрасКом», не учтено 1 085 единиц, включающих 42 здания, сети и оборудование. Это имущество должно быть оформлено в муниципальную собственность. Однако поскольку никаких действий по признанию права на эти объекты администрацией города не предпринималось, «КрасКом» попытался оформить их в собственность компании. Проверка позволила установить этот факт и вернуть имущество в казну города.

Не допускать ущерба имущественным интересам города и его учреждений - задача, которую мы считаем первоочередной. Так, по результатам проверки администрации Железнодорожного района на баланс поставлено имущества на сумму 1064,33 тыс. рублей. А проверка дошкольных образовательных учреждений Советского района позволила поставить на учёт строения на общую сумму 1205,36 тыс. рублей.

- Каким образом Вы находите «потерянное»?

- Ситуации бывают разными. К примеру, в ходе проверки детского дошкольного учреждения по ул. П. Железняка, 18, инспекторы установили, что ограждение из бетонных плит, отделяющее соседний участок, находится на территории ДОУ. Казалось бы, мелочь. Но после восстановления границ площадь земельного участка учреждения увеличилась почти на 150 квадратных метров.

- Разумеется, городское имущество должно принадлежать городу. Но есть и другой вопрос. А всегда ли эффективно используются бюджетные деньги и муниципальное имущество?

- К сожалению, нет. Так, в ходе проверки расходования средств субсидий, полученных МП города Красноярска «ДРСП Советского района» из бюджета города на содержание объектов внешнего благоустройства, а также исполнения условий муниципальных контрактов, установлены нарушения на общую сумму 1467,47 тыс. руб. Контрольно-счётной палатой предложено предприятию обеспечить возврат указанных средств в бюджет города. Другой пример на эту же тему - проверка целевого и эффективного расходования в 2011 году бюджетных средств резервного фонда администрации Красноярска, в ходе которой были рассмотрены вопросы не только обоснованности выделения средств, но и их дальнейшее использование получателями, в частности департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска. Выяснилось, например, что девять муниципальных контрактов на общую сумму 53521,01 тыс. руб. заключены департаментом с нарушением требований Федерального закона № 94-ФЗ. Цены были завышены за счёт включения расходов, которые не могли быть осуществлены. Кроме того, в договоры включались работы, которые не могли быть выполнены в период, оговорённый контрактом. В результате подрядчики не смогли выполнить отдельные виды работ на общую сумму 4 485,80 тыс. руб. Был обнаружен и ряд других нарушений, когда принимались работы, не предусмотренные сметными расчётами, и даже работы, которые вообще не были выполнены.

- Не получается ли так: проверки идут своим чередом, а количество нарушений не сокращается?

- Во-первых, выводы, в том числе и персональные, делаются в любом случае. Так, по результатам проверки эффективности расходования средств бюджета города и использования муниципального имущества автотранспортным предприятием № 7 за 2011 год дисциплинарную ответственность понесли не только заместители генерального директора и главный бухгалтер предприятия, но и начальник отдела технической политики, имущественного и инженерного обеспечения департамента транспорта администрации города. А руководителю департамента муниципального имущества и земельных отношений дано поручение о проведении служебной проверки по факту ненадлежащего осуществления контроля за деятельностью предприятия и рассмотрении вопроса об ответственности должностных лиц департамента. То есть речь идёт об ответственности не только тех, кто совершал нарушения, но и о тех, кто вовремя не проконтролировал. Кроме того, сегодня в администрации города поставлен на рассмотрение вопрос о целесообразности нахождения в ведении муниципальных предприятий Красноярска имущества, не используемого в их хозяйственной деятельности. То есть на основе того или иного прецедента можно сформировать общий подход, который будет применён не к одному конкретному муниципальному подразделению, но к любому, с тем чтобы исключить «однотипные» нарушения. Мы видели ряд серьёзных кадровых решений. Думаю, что в следующем году увидим и структурные изменения в администрации. Всё это, на мой взгляд, преследует одну цель - наиболее эффективное управление ресурсами города.

- Какие изменения внёс в Вашу работу принятый год назад федеральный закон, регламентирующий деятельность контрольно-счётных органов?

- Самое важное - мы стали более самостоятельными в решении оперативных вопросов. Если раньше практически каждый наш шаг регламентировался городским Советом, то сегодня мы можем в случае необходимости вносить изменения в план работы. Например, выполняя поручение главы города, городского Совета. Либо мы видим сами, что требуется наше вмешательство. Это существенно расширяет наши возможности.

- Как организовано взаимодействие с другими контролирующими органами?

- У нас отлаженный механизм совместных действий с прокуратурой, подписано соглашение о взаимодействии со следственным комитетом края, есть хорошие деловые контакты с административными органами. Мы стараемся согласовать свои действия с другими контролирующими инстанциями, так, чтобы выработать единую схему проверок. Ведь очевидно, что когда через каждый месяц разные службы проверяют одну и ту же организацию, то это может полностью парализовать её деятельность. А главное - вся информация, полученная в ходе нашей деятельности, тут же поступает главе Красноярска Эдхаму Акбулатову который очень внимательно к ней относится.

- Какие направления Вашей работы на следующий год требуют повышенного внимания?

- Мы должны усилить внимание к вопросам, связанным с муниципальными закупками. Там достаточно много вопросов, связанных с эффективностью использования бюджетных средств. Сегодня разработаны стандарты проведения анализа закупок, которые дают нам чёткие критерии оценки. Прежде всего, речь идёт о грамотном формировании закупочной цены или сметы работ, где пока ещё встречаются недочёты. Именно на этапе формирования цены контракта как раз и закладывается скрытая или, как модно сейчас говорить, коррупционная составляющая.

Бюджет, принятый на 2013 год, - бюджет развития, прежде всего, социальной сферы Красноярска. Достаточно сказать, что около миллиарда рублей выделяется на строительство детских садов, которые очень нужны городу. Естественно, стоит задача, чтобы эти средства были использованы по назначению в полном объёме.

Достаточно интересным вопросом в плане на следующий год является оценка эффективности использования муниципального имущества и бюджетных средств парком флоры и фауны «Роев ручей». Кроме этого, будет рассмотрено выполнение долгосрочной программы развития детской физкультуры и спорта в Красноярске в части строительства спортивных сооружений. Мы проанализируем выполнение и другой целевой программы, касающейся юных жителей города - «Дети Красноярска». А вообще, я считаю, что в деятельности Контрольно-счётной палаты нет более или менее важных направлений. Всё, что касается бюджета, одинаково значимо.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА