Новости

ОСАГО для перевозчика

ОСАГО для перевозчика

Какие законодательные изменения произошли в стране с 1 января?

Разговоры о том, что все пассажиры, пользующиеся услугами общественного транспорта, должны быть застрахованы, наконец превратились в реальный документ. Накануне Нового года правительство страны утвердило тарифы страхования гражданской ответственности перевозчиков, а так называемый Закон об ОСАГО для тех, кто занимается извозом, вступил в силу с 1 января 2013-го. Его действие распространяется на все виды пассажирских перевозок, кроме легкового такси.

Разработчики закона убеждены, что введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков поможет раз и навсегда разрешить проблему компенсаций для тех пассажиров, которые пострадали на общественном транспорте. Причём, согласно документу, получить средства смогут не только граждане, попавшие в серьёзную аварию или катастрофу. Выплаты должны быть гарантированы даже тем, кто пострадал в обычной аварии на городских дорогах, получил ушибы и растяжения в автобусе, трамвае или троллейбусе.

Что же до серьёзных происшествий, то даже минимальной страховой выплаты должно хватить для поддержания уровня жизни семьи погибшего в транспортной катастрофе пассажира в течение четырёх-десяти лет. А тем, кто пострадал в такой аварии, авторы нового положения гарантируют получение качественных медицинских услуг. Ведь согласно Закону страхования выплата за причинение вреда жизни пассажира составляет 2,025 миллиона рублей, здоровью - два миллиона, имуществу - 23 тысячи.

С 2013 года введён полный запрет на рекламу алкоголя в СМИ и Интернете. А штрафы за продажу крепких напитков несовершеннолетним увеличены в десять раз - с 50 до 200 тысяч рублей.

Стоит отметить, что если перевозчик застрахован в рамках международных соглашений и лимиты по договору превышают обязательную страховку, то он может не заключать договор обязательного страхования.

Как посчитали в правительстве, через девять месяцев после вступления в силу Закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков должен быть сформирован фонд компенсационных выплат. А это уже на сто процентов гарантирует компенсации всем тем, кто так или иначе пострадал на транспорте.

Однако действующие на российском рынке страховщики не разделяют оптимизм народных избранников. Как заметил в разговоре с корреспондентом «Городских новостей» директор по авиационному страхованию одной из российских страховых компаний Илья Кабачник, документ не соответствует принципу защиты имущественных интересов перевозчика.

- Сложилось впечатление, что авторы документа выбрали некую схему и пытаются впихнуть в неё реальную жизнь, - делится своими мыслями Илья Николаевич. - «Автомобильное» происхождение законопроекта негативно скажется на рынке страхования. Но не может быть универсального закона на все случаи жизни. Различий между разными видами транспорта больше, чем сходства. И эти различия неминуемо приводят к противоречиям при попытке втиснуть все виды перевозок, которые имеют свои, отдельные уставы и кодексы, в единую схему. Кроме того, на том же воздушном транспорте уже давно установлены свои правила страхования. С 2008 года в Воздушном кодексе действуют положения, обеспечивающие пассажирам ровно тот объём страховой защиты, который пытаются обеспечить авторы нового законопроекта. Система работает, причём на основе рыночных принципов без создания громоздких и дорогостоящих объединений страховщиков, фондов и пулов.

Эксперт отмечает, что закон только вступил в силу. Как он будет действовать на практике, покажет время, однако у нас уже есть не самые позитивные примеры работы таких нововведений. С января 2012-го в стране вступил в силу Закон об обязательном страховании опасных производственных объектов, но обещанных гарантий работникам и жителям населённых пунктов, в которых расположены потенциально опасные предприятия, он так и не дал. Так, в конце прошлого года стало известно, что Красноярская ГЭС застрахована по минимуму - как десять разных объектов, каждый с покрытием на сумму десять миллионов рублей. То есть предприятия нашли возможность обойти федеральный закон, и никто не может гарантировать того, что представители транспортного сектора не сумеют так же отыскать свою лазейку.

Впрочем, если отбросить все опасения, стоит признать, что сам по себе новый закон видится вполне справедливым. Ведь при неукоснительном соблюдении установленных норм свою компенсацию пассажиры, пострадавшие на пассажирском транспорте, должны получить без судебных разбирательств и проволочек.

Обновился в новом году и Кодекс об административных правонарушениях. Некоторое послабление вышло тем, кто впервые попадётся на случайном выезде на встречную полосу. С 1 января за первое такое нарушение будут наказывать штрафом в размере пять тысяч рублей, тогда как в 2012-м это каралось только лишением прав. И хотя закон вроде бы облегчил участь водителя за случайное попадание на встречку, с другой стороны, за повторное такое нарушение предусматривается более серьёзная ответственность - лишение прав на год. Другое новшество, которое заработает с 1 января, касается дорог, где ходят трамваи. Объезд препятствия по трамвайным путям встречного направления больше не будет караться лишением прав.

Серьёзно изменились статьи КоАП, касающиеся доверенности. Недавние поправки в Правила дорожного движения исключили необходимость возить с собой этот документ. Для подтверждения права пользоваться автомобилем у водителя должны быть права, свидетельство о регистрации автомобиля и полис ОСАГО. При этом полис может быть как без ограничения круга лиц, допущенных к управлению, так и с ограничением этого круга. В последнем случае водитель обязательно должен быть вписан в этот полис.

И тут появляется ещё одно «но». До сих пор, если водитель не был вписан в полис с ограниченным кругом лиц, допущенных к управлению, но у него была доверенность на эту машину, он мог отделаться штрафом 300 рублей. Но с этого года ситуация изменится. Так как доверенность из списка необходимых документов ушла, то с первого января инспектор ДПС, выявивший нарушение, сможет составить протокол, снять регистрационные номера и запретить использование такой машины. Вызволить автомобиль сможет уже только настоящий владелец, имеющий все необходимые документы.

Ещё один документ, вступивший в силу с 1 января, касается многих представителей малого и среднего бизнеса. В Налоговом кодексе страны появилась новая глава - «Патентная система налогообложения». Новую систему наряду с иными налоговыми режимами имеют право применять индивидуальные предприниматели, привлекающие труд наёмных работников со средней численностью не более 15. Воспользоваться патентом смогут и те жители, которые сдают в аренду свою недвижимость (те же квартиры). Правда, для этого необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и быть единоличным собственником сдаваемого помещения. Таково условие Закона Красноярского края «О патентной системе налогообложения». Зато платить таким квартировладельцам придётся не 13 (как было раньше), а всего шесть процентов налога. Понятно, что многим просто жалко отдавать столь нелишние в наше время деньги. Однако стоит помнить, что за уклонение от уплаты налогов предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Закон Красноярского края «О патентной системе налогообложения», с одной стороны, позволяет снизить налоговые издержки, а с другой - соблюсти все требования закона.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА