Новости
Царская игра
Уверяют, что наш последний российский император Николай II в юности тоже не раз становился участником этой спортивной азартной забавы, считался истинным знатоком этой народной игры, правила лапты знал доподлинно и охотно брал в руки биту. Наш сегодняшний собеседник - человек тоже царской фамилии, и о русской лапте он может рассказывать часами. Делиться воспоминаниями, приводить примеры, называть имена своих учеников.
Валерий Романов - президент Красноярской краевой федерации бейсбола, софтбола и русской лапты. Должность эта, правда, для Валерия Семёновича - общественная, зарплат не предусматривающая. В своей обычной, не президентской жизни он остаётся рядовым преподавателем ОБЖ и физической культуры Красноярской общеобразовательной школы № 14. А ещё руководителем физкультурно-спортивного клуба, существующего при этой школе, - ФСК «Темп», и классным руководителем 9 «Б» класса, 22 обучающихся парней и девчат, живущих по соседству, в Покровке.
Всё начинается с нас
- Горжусь тем, что работаю в школе с такой удивительной историей. В школе, где учился будущий академик Виктор Худоногов. Тем, что за этими партами сидел Иннокентий Смоктуновский, будущий народный артист СССР.
С чего ты начнёшь - это всё зависит от школы, от родителей. Жизненную установку ребята получают именно здесь. Хотя сценарий первых шагов пишут, наверное, всё-таки родители. Мне повезло. Мои родители из уважаемых семей. Отец - военный лётчик. Мама… Рассказ о маме, наверное, потребовал бы отдельного разговора. Дело в том, что всю мою родовую по материнской линии составляли люди богатые, знатные - якутские князья, которые после революции и гражданской войны ушли с белыми за границу. Думали, на год-другой, что обязательно вернутся… Не довелось. В Якутии, где спустя годы я родился, остался только мой дедушка, хранитель церковной утвари. Женился, продолжил род. Я на свет появился в Верхоянске, юность моя прошла рядом с полюсом холода. Но, кстати, именно там - вы не поверите! - и познакомился с русской лаптой. А объяснялось всё просто: мы жили в регионе, где русских было 95 процентов. Ведь окружение составляли лагеря да ещё рудники - золотоносные, металлургические, - построенные и заселённые ещё при царе. Народные игры здесь были традиционными. Играли и стар и млад. Как только стаивал снег, на прогалинах в лапту бились дети. А к вечеру, когда прогалина просушивалась, на неё приходили уже взрослые: «Всё, детвора, по домам!». За биту уже брались дядьки: отцы, а то и деды становились, и начиналась потеха, за которой с азартом наблюдали все, - лапта считалась абсолютно незазорным занятием для людей любого возраста. Я играл в то, во что сегодняшние дети, к сожалению, уже не играют: чижик, штандер. В городки научился играть сызмальства. До сих пор остаюсь их сторонником. Но только не в нынешнем их классическом ключе, когда бьют железной битой, возят за собой эти тяжести. Ведь игра действительно народная, а играли тогда просто: круглая, оструганная или отточенная палка - всё. Надо к этому возвращаться. Сегодня можно, согласитесь, играть в шахматы и в электронном варианте, но ведь никто не отменяет чемпионаты ФИДЕ, когда всё просто, как и повелось издревле: доска, 64 клетки, и ты - глаза в глаза с соперником. Также и в городках, лапте первозданность должна сохраняться, мы ведь не рыцарские турниры проводим…
Президент Романов
Предложение стать президентом краевой федерации бейсбола, софтбола и русской лапты для меня было совершенно неожиданным. В декабре 1986 года ко мне пришёл Володя Грачёв, тогдашний тренер «Красного Яра». Пришёл и сказал: «Валера, ты ведь был на Кубе, в бейсбол играл». «Какой к шутам бейсбол!» - говорю. На Кубе я действительно побывал, в начале 1970-х ездил туда по обмену студентов, когда учился в московском пединституте. Да, было дело, стоял, смотрел из-за забора, как играют в эту игру, хмыкал про себя, мол, надо же, в какое-то подобие нашей лапты режутся. Но на этом и всё. А Грачёв тогда недавно вернулся из Москвы. Там тогда на октябрьском пленуме 1986 года была поднята такая тема: грядёт очередная Олимпиада, в которую будут включены две новые дисциплины - бейсбол и софтбол. Вдруг вспомнили и о том, что всё это сродни русской лапте. Что это не гольф для богатых, не шор-трек или кёрлинг, а действительно народные виды спорта. Корни с лаптой у бейсбола и софтбола и правда одни. Сами американцы признают, что именно лапта была праматерью их бейсбола: в лапту в их Калифорнии зрелищно резались русские переселенцы. Янки её просто несколько переделали, потому что от природы они, да простят меня американцы, ленивы. Бегать туда обратно, от «дома» до «кона», - это для них тяжело. Зря улыбаетесь! Готов привести не столь давний пример. Лет пять-семь назад в Москву приезжали профессиональные американские бейсболисты, увидели, что наши играют в лапту. «Можно и нам?», - спрашивают. «Да легко!» В уличной лапте два тайма по 30 минут. Они побегали один тайм и сказали: больше не можем. Насытились - беготни слишком много. А в бейсболе что? Ударил, встал на первую «базу». Кто-то ударил следом - ты перебежал на вторую, следующий удар - ты на третьей, вернулся в «дом», принёс команде очко. Играя, отдыхаешь. Как говорит наша нынешняя молодёжь, бамбук куришь: пробежался, постоял, передохнул - не задыхаешься, не умираешь. А в русской лапте надо показывать скорость, выносливость. И главное - игровое мышление иметь, реакция у игрока должна быть мгновенной. Игровая площадка-то камерная - всего 50 на 30 метров. Тут мыслить нужно ой-ёй-ёй как быстро, головой шурупить!
В общем, так вот всё это и началось - с грачёвского предложения. С 1987 года я - президент краевой федерации. Подчеркну: бессменный. Годы, сами понимаете, последовали такие, что и вспоминать о них нелегко. И если поначалу всё, с учётом первых шагов, складывалось вполне благополучно, то потом… Не стало спонсоров, не стало клубов. Лапта теперь у нас тоже не клубная. Но после 19-летнего перерыва мы, несмотря на все невзгоды, всё же сумели вновь выйти на чемпионат России. И считаю, что выступили очень достойно: из двенадцати команд, которые все эти годы постоянно крутились в российских чемпионатах, заняли седьмое место. А потом на летней Универсиаде студентов в прошлом году, в программу состязаний которой впервые была включена русская лапта, сборная нашего края стала пятой. Вперёд мы пропустили лишь многократных, сменявших друг друга все эти годы признанных лидеров - Белгородскую область, Воронежскую, Тульскую, Башкирию. О Башкирии, наверное, следует сказать особо: казалось бы, этнически обособленная республика, но в её республиканских чемпионатах по русской лапте участвуют 220 команд. Нам бы такого показателя!
Лапта жива
Впрочем, оценивая уровень возрождения этой народной игры у нас, можно только порадоваться. Сегодня в русскую лапту играют все школьники, особенно в сельской местности. У них это введено школьной программой. Лаптой увлечены учащиеся профессиональных училищ, техникумов, студенты вузов. Сегодня она активно популяризируется среди дворовых клубов. Традиционными давно уже стали чемпионаты края. Среди вузов подобные чемпионаты проходят уже лет шесть, среди профучилищ - лет пять. В 2010 году сборная наших девочек 12-14 лет участвовала в чемпионате России в Улан-Удэ, команда стала чемпионом страны по Азиатской группе. Возим ребят на первенства России, проходящие в западной части страны. И, невзирая на то, что такие поездки начали осуществлять всего пять-семь лет назад, входим в семёрку сильнейших российских команд. Когда замыкаем семёрку, когда становимся пятыми, но из семёрки не выходим. И это только подтверждает - у нас огромный потенциал. Два года назад мы провели статистический анализ, оказалось, что число регулярно занимающихся русской лаптой в крае составляет 22 тысячи человек. Но это только активных, постоянных приверженцев. А сколько тех, кто помнит, что такое лапта, кто увлечён ею, но берёт в руки биту не регулярно, а лишь время от времени?
Наши очередные старты - это предстоящая летняя Спартакиада учащихся в Крымске. Соревнования по бейсболу и софтболу там проходят через каждые два года, для нас они станут уже четвёртыми. Места там мы занимаем тоже не ниже седьмого, удивляя всех, как нам удаётся добиться такого, не имея специализированной ДЮСШ. Порой сам удивляюсь: как, ведь формируем команды по бейсболу мы из ребят-лаптёжников.
В Крымске, кстати, прекрасные игровые поля - бейсбольные, софтбольные, по русской лапте. Построен отличный спортивный комплекс - «Гигант». Объект действительно соответствует названию - одних только футбольных газонов там восемь. И хотя Крымск, как все помнят, претерпел затопление, благодаря вмешательству господа Бога и умных людей, которые всё это строили, беда эти спортивные сооружения миновала - все стадионы возведены на возвышенности и сохранились в лучшем виде. Так что готовимся к лету - к поездке в Крымск.
Если бы не спорт
Спорт в моей жизни? Для меня он значит очень многое, если не самое главное. Спортсменом я, если честно, стал по болезни. Не удивляйтесь. В пять лет у меня обнаружили врождённый порок сердца. Помогли ссыльные врачи. Помните знаменитое дело о ленинградских врачах-вредителях? Ссылку некоторые из них отбывали у нас, в Якутии. Так вот, именно они, муж с женой, тогда и сказали моим родителям: «Хотите, чтобы мальчик жил? Пусть двигается! Максимум движений, нагрузок станут для него спасением». Нынешние доктора, наверное, порекомендовали бы совсем иное - постельный режим, покой, постоянный медицинский надзор. А тогда мои родители, вняв совету ссыльных врачей-«вредителей», меня, пятилетнего, поставили на коньки, я стал играть в хоккей, в ту же лапту, городки, гонял футбол. С этого возраста спорт для меня и стал образом жизни. Спорт - это бегство от болезней, это гарантия, что я ещё обязательно поживу, порадую своих близких и, конечно же, самого себя. Что я ещё смогу видеть вокруг себя своих прекрасных товарищей, с которыми интересно и общаться, и жизнь продолжать, и заветную мечту осуществить. Какую? Чтобы у нас обязательно появился спортивный клуб: команда мастеров и ДЮСШ, которая бы подпитывала эту команду, рождала преемственность поколений. Наличие ДЮСШ - это не просто страховка, а гарантия, что команда мастеров всегда будет оставаться на профессиональном уровне, что у клуба будут традиции, база, ротация: уходят старики, приходит талантливая молодёжь. Не успокоюсь, пока этого не случится. Жена порой говорит: «А оно тебе надо?». Надо! Ведь я этим и живу. Если всё сложится, поработаю ещё год, подготовлю замену, и тихо уйду на покой. Может, в Америку уеду. (Улыбается.) А что? Мне однажды Джеймс Галлагер, заместитель главного редактора «Чикаго трибюн», такое предлагал. Он много лет проработал в нашей стране, был руководителем русского бюро в Москве. В горбачёвские годы написал о моих сибирских бейсболистах и обо мне большую статью. «Про вашего президента, посмотри, мы опубликовали всего вот сколько, а про вас - с одной полосы на другую, - говорит он. - Вы теперь почти гражданин США. Если захотите поехать в Америку, покажите в посольстве газету с этой статьёй и моим автографом на первой полосе - визу вам оформят без вопросов, несмотря на вашу царскую фамилию».
Действительно сработало. И весь этот блат (вновь улыбается) - благодаря бейсболу и лапте. Я в Америке бывал, заезжал и в Чикаго, в гости к Джеймсу, ставшему мне добрым другом. Жаль, что теперь его уже нет...
Вместо послесловия
Как ни удивительно, но постскриптум к этому монологу последует тоже американский. Хотя и не совсем. Автор нижеприведённого отзыва о Валерии Романове действительно родился в Америке. Но трое детей Тимофея Луманса, решившего вернуться в Россию, появились на свет уже здесь, и сам он себя сегодня именует красноярцем.
- Бейсбол для меня, как для американца, не просто знаком - я был и остаюсь страстно увлечённым им. Когда приехал в Россию, даже не думал, что сумею увидеть эту американскую игру вживую. И когда узнал, что она известна россиянам, это для меня было просто удивительно. Но настоящим шоком стало впечатление от прошедшего лета, когда на 65-летие Валерия Романова меня пригласили на стадион «Строитель» - сыграть в бейсбол. Был уверен, что игра предстоит исключительно любительская, несерьёзная. Но когда оценил игроков, их мастерство, их влюблённость в игру, это меня просто потрясло, ведь играть пришлось сразу с четырьмя воспитанниками юбиляра, которые в своё время выступали за сборную Россию. Здесь, в Сибири, и такой бейсбол! Оказывается, бывает и такое. И такое чудо стало возможным благодаря ему - Валерию Романову.