Новости

Снежная кара с сеансом экзорцизма

Снежная кара с сеансом экзорцизма

Каждый раз, отправляясь на премьеру фильма в кинотеатр, надеюсь на чудо. Жду, что покажут нечто, что скомпенсирует разлуку с домашним диваном и сидение в неловкой позе под звуки поедания попкорна. Увы, российский 80-минутный мультфильм «Снежная королева» режиссёра Максима Свешникова и Владлена Барбэ надежд не оправдал. Невзирая на семимиллионный бюджет, три года трудов художников-аниматоров из разных городов России и звёздную озвучку - в лице певицы Нюши, Анны Ардовой, Дмитрия Нагиева, Ивана Охлобыстина, Юрия Стоянова и Людмилы Артемьевой.

Зрители отзываются о фильме противоречиво, критики считают кино удачным лишь визуально, и с этим трудно спорить.

Картина вышла откровенно слабой, начиная со сценария. Беда не в том, что авторы фильма дерзнули перекроить произведение датского сказочника. Подобных удачных попыток пересказать «Снежную королеву» на счету советского кинематографа много. Нынешний же продукт «по мотивам» получился глумливой перверсией, где главную идею сказки Андерсена - о победе маленького добра над большим злом через любовь и самопожертвование - меняют на невнятный мессадж о ценности семьи и торжестве психотерапии над пороком.

Вроде в новой картине те же лица, что и в любимой сказке, - есть Снежная королева, желающая заморозить всех и вся, есть зеркала и тролль, милые девочка и мальчик, разбойники, король и даже олень северный. Но герои бесхарактерны и вялы, зло - алогично, добро - неубедительно, вместо смешных сумасбродов - неврастеники и пироманьяки, и даже олень не способен бежать быстро.

Романтические пары - Кай и Герда, Принц и Принцесса в новой реинкарнации сказки почему-то стали родственными, братско-сестренскими. Король ненавидит собственных детей, Принц и Принцесса всё время что-то пилят и поджигают. Злое зеркало тролля из аутентичной истории, чьи осколки делали людей чёрствыми, в этом мульте, напротив - доброе и честное, как в «Королевство кривых зеркал». И показывает истинный лик смотрящего.

Именно нежелание увидеть своё альтер эго, по замыслу сценариста, формирует стойкую фобию у Королевы льда, за что она накрывает снежной лавиной дом мастера, делающего подобные отражатели внутренней сути. Почему-то под толщей снега оказываются только родители Кая и Герды, дети укрываются в кладовой, куда чудом не попадают снег и мороз. Почему там не спрятались мастер и его жена - загадка.

После расправы Снежная королева пытается мстительно достать наследников зеркалодела (Кая и Герду), а заодно всех творческих жителей мира, устроив им ледяной апокалипсис. И такой местечковый подход для героя, символизирующего мегазло, - несолидный и бессмысленный. Ведь если Королева и так собирается заморозить абсолютно всех живущих, наследники сложат головы вместе с человечеством. Зачем же тратить злые силы на розыски и беседы с ними?

Ещё более странно, что на такое важное дело - найти и доставить врагов - Королева отправляет невзрачного раба-тролля, который даже не представляет, где кого искать.

О тролле, впрочем, стоит сказать особо. Благодаря юмору и напористой харизме озвучивавшего персонаж Ивана Охлобыстина это существо оказывается единственным эмоциональным, живым и настоящим персонажем и становится центром картины. Невзирая на то, что он беззастенчиво срисован с домового Добби из Гарри Поттера.

К слову, подобных мультличностей, забредших в «Королеву» из другого кино, предостаточно. Атаманша разбойников здесь выглядит как сестра-близнец своей коллеги из советских «Бременских музыкантов», собственно Королева - клон Белой Колдуньи из «Хроник Нарнии», Герда личиком и гримасами схожа с Варей из телесериала «Интерны». Даже ледяные гоблины и орки - слуги в Снежном дворце, кажется, выползли из мрака Мории, из «Властелина колец».

Голливудских штампов и клише в мультфильме множество - здесь и беготня по рушащемуся мосту, и висение на одном ногте над жуткой пропастью, и чудесное спасение от монстров, хватающих за ноги.

Дабы умилить зрителя, по белу снегу мечется белоснежный же зверёк Ласка, питающийся пряниками (хотя вроде хищник). Герои применяют элементы психотерапии - как по ходу пьесы, так и в неожиданном финале.

Нравственное преображение переживает тролль под действием щедрости, доброты и лёгкого морализаторства девочки Герды. Работая над идентификацией своей личности, тролль по капле выдавливает из себя раба, и, не ведясь на манипуляции злой хозяйки, таки выбирает добро, оборачиваясь прекрасным белым медведем, расшвыривающим плохих одной лапой. В итоге спасает мир от ледяной угрозы.

Подобный катарсис переживает и сама Ледяная дева, столкнувшись с собственным истинным лицом в зеркале, заботливо поднесённом ей доброй Гердой. И оказывается, никакая она не Снежная королева. А просто маленькая лапландская девочка-экстрасенс с немецким именем Ирма, которая на всех обиделась. Потому в неё вселился злой Снежный дух. Но выгнать его не просто, а очень просто - при помощи дружеских объятий. Обнялись Герда и Снежная королева - и всё! Снежинки кружатся, ледяные стены рушатся, все обретают всё. Кроме недоумённого зрителя, который не может взять в толк, кто был плохой, кто кого победил и кто ответит за ущерб.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА