Новости
Компьютер превратит нас в киборгов?
Как рыбе зонтик
Когда я рассказываю сыну про то, что в десятилетнем возрасте не только не видела компьютер, но даже и не знала такого слова, тот недоверчиво хихикает. Думает, что я так шучу. Он, почти с пелёнок нажимающий на клавиши клавиатуры умной машины, с трудом представляет, что всего лет тридцать назад никто не слышал о таких чудесах, как ноутбук или сотовый телефон… Что даже цветной телевизор в те времена был редкостью и роскошью.
Наши сегодня дети живут в совсем иной реальности - цифровой, и поколением книг им уже не стать. Они с трудом представляют, как информацию искать в бумажной книге, а не во Всемирной паутине, лучше ориентируются в Интернете, чем в школьной библиотеке. Сначала мы, взрослые, радовались, что в деле воспитания и образование подрастающего поколения у нас появился помощник в виде компьютера. Но в последнее время всё чаще и чаще возникают разговоры о том, что цифровые изобретения человечества не столько приносят пользу и знания нашим чадам, сколько вред их умственному развитию. В конце прошлого года в Германии списки бестселлеров возглавила - нет, не художественная книга, а научное исследование директора психиатрической университетской клиники в немецком Ульме Манфреда Спицера «Цифровое слабоумие. Как мы лишаем разума себя и своих детей». Её автор считается одним из самых выдающихся мировых знатоков человеческого мозга. «По имеющимся выводам исследований, компьютер необходим для обучения, как велосипед для плавания или рентгеновский аппарат для примерки обуви», - пишет Спицер. С его точки зрения Интернет, различные электронные устройства наносят вред детям. «Компьютер - это электронный кокаин, - говорит другой учёный, нейролог из Лос-Анджелеса Питер Уайброу. - Он стимулирует фазы маниакального возбуждения, после которых приходят фазы депрессии». Сегодня уже миллионы людей в мире не способны даже дня прожить без Интернета, мобильной связи, социальных сетей. Без навигаторов они не могут сделать и шагу в незнакомом месте. Противники электронного плена называют поколение рождённых в цифровую эпоху digitale natives. Для таких молодых людей, если они не зашли в Интернет, не отправили энное количество смс-сообщений, не поиграли в онлайн-игру - день прожит бессмысленно. Люди, впавшие в зависимость от электронных игрушек, становятся похожими на запрограммированных киборгов, которые из дня в день должны выполнять определённый ритуал в цифровом пространстве.
Учёные считают, что цифровые технологии избавляют наш мозг от умственной работы. А, как известно, орган, который не используется и не тренируется регулярно, рано или поздно отмирает. Неиспользуемые связи между нейронами, поясняет Спицер, в мозге ослабевают. Даже найдя информацию во Всемирной паутине, он не запоминает её, а только фиксирует в голове, где её найти. Чтобы уметь вычленять информацию и анализировать её, нужно обладать определёнными навыками и знаниями. А получить последние возможно только традиционным способом, как наши деды и прадеды, самостоятельно перелопачивая тома различных изданий, считая столбиком и так далее. Только тогда в голове человека выстраивается система познания мира. Сегодня подрастающее поколение почти не обладают такими навыками, потому что за них эту работу выполняют поисковые системы Всемирной паутины.
Спицера возмущает, что сегодня проблема грозящего человечеству цифрового слабоумия замалчивается: «Мы устраиваем панику, когда несколько человек получает расстройство желудка от бактерий в салате, но никого не беспокоит то, что 250 тысяч молодых людей (в Германии), страдающих компьютерной зависимостью, в прямом смысле устранились из реальной жизни. Они несчастны и ни к чему не годны». Виновники ситуации, по мнению учёного, - политики, которые боятся за свою карьеру и не желают вступить в конфликт с интернет-пользователями. Не снимает он ответственности с властителей виртуального пространства, для которых уже давно главной задачей стало не развитие науки, а зарабатывание денег: Google, Apple, Microsoft, IBM, Facebook и другие. Эти корпорации уподобились наркоторговцам, подсадив мир на «цифру».
Впрочем, красноярские специалисты столь категоричного мнения западных исследователей не разделяют. Компьютером, как и другой бытовой техникой - чайником, утюгом, микроволновой печью и так далее, - надо уметь пользоваться, считает кандидат технических наук, доцент гуманитарного института Сибирского федерального университета Александр Усачёв. При соблюдении основных правил безопасности электронные приспособления не опасны ни для физического, ни для психического здоровья.
- На мой взгляд, ребёнок может работать на компьютере, так как это благоприятно сказывается на его интеллектуальном развитии, формирует зрительно-моторную координацию и память в том числе. Этому способствуют даже некоторые игры, - отмечает IT-специалист. - Другой вопрос, что машина не должна использоваться только как игрушка. Дети должны воспринимать его как средство обучения, обмена информации. И это уже задача родителей - контролировать, чем занимается его чадо, садясь пред монитором.
По мнению Александра Усачёва, в современном мире высоких технологий сложно представить жизнь без компьютера, которые помогают обрабатывать большие потоки информации. Это помогает значительно сократить время при достижении той или иной цели и даёт возможность сделать огромный объём. Тем не менее запрограммированная машина полностью не сможет заменить людей. Как бы ни старались учёные, выпуская с каждым годом всё новые, более совершенные модели роботов, но до сих пор никому не удалось смоделировать мозг человека. Заведующая кафедрой психического здоровья института педагогики, психологии и социологии, кандидат психологических наук Елена Федоренко говорит, что зачастую пребыванием в Интернете люди компенсируют дефицит общения и невозможность высказать своё мнение в реальной жизни. «Для ребёнка Интернет - это способ выразиться, самореализоваться как личность, - поясняет психолог. - Если школьник ушёл в компьютер с головой, то причину этого надо искать, в первую очередь, в семье. Скорей всего, родители мало уделяют ему времени. В этом случае происходит сублимация потребности в общении, он ищет отношения в виртуальном мире. В социальных сетях человек находит то, что не обрёл в своей жизни: дружбу, любовь, общение. А сам по себе компьютер не вреден, а иногда даже полезен, особенно в обучении. Но, как и везде, здесь необходимо соблюдать чувство меры».
В общем, к счастью или на беду пришли в нашу жизнь компьютеры и прочие электронные устройства, учёные пока не определились. И глобально задумываться о том, что может случиться в будущем с человечеством, подсевшим на цифровые игрушки, никто не хочет. Хотя лучшие умы цивилизации не раз предупреждали об опасности господства технократии. Один из величайших писателей-фантастов и мыслителей Рэй Брэдбери, герои которого путешествовали не только в пространстве, но и во времени, бороздили на космических кораблях просторы галактик, из техники предпочитал всему велосипед. «Люди - идиоты, - писал он. - Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде IPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».