Новости

От планов до воплощения…

От планов до воплощения…

Выход на подмостки откладывается

Пожары в жизни Красноярского драматического театра имени Пушкина сыграли роковую роль. Все три возгорания в итоге привели к переустройству или обновлению театра.

В первые красноярская драма, появившаяся в нашем городе в 1873 году по инициативе купца Краузе, заполыхала в 1898 году. Тогда деревянное здание театра сгорело дотла, и красноярцам несколько лет пришлось собирать средства на постройку нового, каменного вместилища муз (открылся он только в 1902 году). Следующий пожар 19 января 1930 года уничтожил большую часть здания. Пять лет известный красноярский архитектор Соколовский работал над проектом, и в 1935 году были перестроены зрительный зал и фойе театра. Более 80 лет спустя — 20 января 2011 года — в одном из зданий театра Пушкина вновь случился пожар. А год спустя на главной сцене началась реконструкция.

Сложно сказать, связан ли идущий сегодня в театре ремонт с минувшим пожаром. В 2011 году горело административное здание, а деньги из государственного бюджета выделены на реконструкцию основной сцены. Специалисты говорят: здание давно нуждалось в обновлении, последняя реконструкция проводилась в 1952—1953 годах. По нынешним меркам она была сделана непрофессионально и сильно усложнила задачу проектировщиков.

Основное здание театра Пушкина закрылось на реставрацию 15 января 2012 года. Планировалось укрепить его фундамент, обновить интерьеры, а также сделать пристроенные помещения. В результате площадь театра должна была увеличиться почти в три раза. Несмотря на большой объём работы, первый спектакль в обновлённой драме планировали сыграть уже в декабре 2013-го. Но сегодня специалисты говорят: сделать это не удастся. В конце прошлого года выяснилось, что реставрация грозит перерасти в долгострой.

Скандал с подрядчиком, который взялся за ремонт театра Пушкина, в октябре 2012 года обошёл все краевые средства массовой информации. Лев Кузнецов, выехав в здание реконструируемого театра, чтобы проверить, как продвигается ход работ, был удивлён сложившимся положением: оказалось, что подрядчик срывает сроки работ. Глава региона потребовал ускорить работы без ущерба для их качества и в недельный срок представить обновлённый график строительства и другие документы, которые подтверждали бы наличие у компании специалистов и ресурсов для выполнения задачи. Но этого подрядчик не сделал. Кроме того, к строительной компании возникли вопросы у счётной палаты, которую привлекли для контроля над эффективностью расходования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию театра.

От проблемного подрядчика губернатор решил отказаться и поручил начать процедуру расторжения контракта и выбора нового подрядчика. Причём сделать это требовалось в кратчайший срок, чтобы не затягивать реконструкцию “Пушки”. Но подрядчик обратился в суд, требуя вернуть договор строительного подряда. Более месяца дело о контракте на реконструкцию разбиралось в арбитраже, и буквально перед новогодними праздниками суд вынес решение: отказать подрядчику в удовлетворении его исковых требований.

Сегодня на строительной площадке театра имени Пушкина тишина, погасли камеры видеонаблюдения, установленные здесь в июле прошлого года по инициативе губернатора для общественного контроля за реконструкцией. Сейчас идёт процедура конкурсного отбора нового подрядчика. Из-за всех этих пертурбаций, уверяют проектировщики, сроки сдачи театра в эксплуатацию сдвинутся лишь на несколько месяцев. “Пушка” откроет двери для зрителей не в декабре 2013-го, а весной 2014 года, главное каким предстанет обновлённый театр.

Возможно, красноярцы и не заметят внешних изменений театра драмы. Перед проектировщиками института “Красноярскгражданпроект” ставилась задача сохранить исторический облик здания, его интерьеры.

— В проекте реставрации описан предмет охраны, то, что должно сохраниться после ремонта, — говорит главный инженер проекта ТГИ “Красноярскгражданпроект” Юрий Павлюк. — Сохраняются все фасады, колонны, лепной декор, осветительная арматура. Меняется лишь цветовая гамма интерьеров. Зрительный зал, фойе, входной и боковые вестибюли будут сделаны в тёплых бежевых тонах.

Основные новинки появятся в инженерном хозяйстве театра. Уже долгое время специалисты говорили о том, что сцена красноярского театра не соответствует европейским нормам. Зарубежные театры даже не хотели приезжать в наш город со своими спектаклями из-за устаревшей сцены. В новой “Пушке” она будет сделана по международным канонам, увеличится, появится поворотная площадка и поворотный круг с подъёмно-опускными механизмами. С их помощью актёр сможет эффектно появиться на сцене, или станет возможно оперативно поднять декорацию. В зале установят современное световое и звуковое оборудование. Как обещают проектировщики, акустика зрительного зала станет лучше.

— По архитектурной акустике наш зал был лучшим за Уралом, но существовали небольшие провалы с шестого по восьмой ряд, — говорит Юрий Павлюк. — Мы постарались убрать дефекты за счёт акустических материалов.

Кстати, акустический расчёт зала выполняли специалисты из Санкт-Петербурга, а звуковое оборудование привезут лучших американских брендов.

Это то, что зрители сами увидят и услышат в новой “Пушке”. А вот о несоответствии электропроводки сегодняшним нормам и об отсутствии вентиляции в здании мало кто из красноярцев знал. Тем не менее театр постоянно получал предписания от надзорных органов устранить эти недостатки. После реставрации здание обретёт новую современную проводку и электроустановки, а также систему воздухоснабжения с центральным кондиционированием, которое будет поставлять в зал и фойе свежий воздух. Разработаны мероприятия и по охране здания. Внутри театра и по его периметру будут установлены камеры видеонаблюдения, которые подключат к системе “Безопасный город”. Сотрудники полиции Красноярска на своих мониторах смогут видеть всё, что происходит на территории театра.

Очень важно, что театр Пушкина наконец-то станет доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья. Проектировщики не ограничились устройством пандусов на входе в здание культуры. Для инвалидов будет организован специальный въезд на парковку на территории театра, откуда инвалид, пересев в кресло, сможет беспрепятственно попасть в само здание. Проедет в специально отведённую комнату с отдельным санузлом, приспособленным для людей с ограничениями в движении, а дальше проследует в зал на специально отведённые зрительные места.

Ещё несколько лет назад специалисты министерства культуры и руководство театра говорили о необходимости расширения полезной территории “Пушки”. Старое здание уже не может вместить всех новейших технологий по изготовлению костюмов и декораций. Если раньше речь шла о высотке и кафе на “макушке”, то сегодня проектировщики говорят о двух-трёхэтажных блоках, один своим основанием будет на несколько этажей уходить под землю.

— Сейчас мы сделаем основную зону театра, а затем к ней будут пристроены два административно-хозяйственных блока, — рассказывает Юрий Павлюк. — В одном из них расположится арт-кафе, куда смогут прийти все желающие.

А вот на настоящую кухню театра, которая расположится в административно-хозяйственных блоках, доступ будут иметь только работники драмы. В одном из блоков откроются мастерские по изготовлению жёстких декораций. Здесь же разместится монтажная площадка, совпадающая по размеру со сценой театра. На ней будут собираться декорации и подаваться на сцену театра. В другом блоке — мастерские по пошиву мягких декораций, большой репетиционный зал и студия звукозаписи. Не стоит думать, что раньше актёрам негде было репетировать или мастерам шить костюмы. Просто всё это происходило во временных зданиях по территории театра.

По задумкам проектировщиков, старое историческое здание, буквально нашпигованное театральными техническими новинками, будет гармонично сочетать в себе интересное и полезное направления. Важно, чтобы воплощение в жизнь идей проектировщиков не затянулось надолго.

Читайте также:

Театр в огне

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА