Новости

Всё дело в цене на билет

Всё дело в цене на билет

Кому интересно автобусное видео?

«Стала свидетелем неприятной сцены. Ехала в маршрутке № 90. На простой вопрос скромно одетой пожилой сельчанки, где ей нужно выйти, чтобы попасть во Дворец культуры «Свердловский», кондуктор автобуса процедил сквозь зубы: «Где хотите! Я ничего не знаю, только объявляю остановки». Бабушка пыталась разглядеть что-либо сквозь замерзшие окна автобуса, нужную остановку ей подсказали пассажиры. Женщина медленно выбралась из маршрутки, едва успевает убрать ногу со ступеньки - водитель жмёт на газ. Чудом не упавшая старушка схватилась за сердце и ещё долго качала головой вслед автобусу. В ответ на моё возмущение кондуктор пренебрежительно ответил, мол, пишите куда хотите, доказательств всё равно нет. Подскажите, кто-то думает, как бороться с такими явлениями? Галина Ивановна Петрушина, педагог».

К сожалению, подобные истории - не редкость. Горожане часто сетуют на небезопасное движение городских автобусов, грубость кондукторов, курение водителей. Чтобы исправить эту ситуацию, ГИБДД Красноярска предлагает установить в маршрутках видеорегистраторы, направленные не только на проезжую часть, но и в салон транспортного средства. До середины февраля дорожная полиция принимает мнения горожан на электронную почту (gibddkrsk@mail.ru).

Участники движения отреагировали на инициативу бурно. Горожане поддержали предложение ГИБДД.

- К нам за неделю поступило более шестидесяти обращений граждан, - говорит Анна Шур, пресс-секретарь ОГИБДД МУ МВД РФ «Красноярское». - Красноярцы согласны с тем, что видеонаблюдение в автобусах нужно. Люди надеются, что камеры в салонах заставят нерадивых водителей следовать правилам. После анализа всех писем мы направим обращение в администрацию Красноярска.

Представители власти об инициативе высказываются осторожно.

- Идея установить видеорегистраторы на городской пассажирский транспорт неплохая, - говорит Игорь Ким, заместитель руководителя департамента транспорта администрации Красноярска. - Это оборудование может помочь повысить качество обслуживания пассажиров, разбирать конфликтные ситуации и дисциплинировать шофёров во время работы на линии. Но надо понимать, что реализация такого проекта, конечно же, потребует финансовых и временных затрат.

Вроде бы не возражают против установки видеокамер в маршрутках и перевозчики, но с вполне предсказуемыми оговорками.

В 2012 году в Красноярске было зарегистрировано 39 дорожно-транспортных происшествий, случившихся по вине водителей маршрутных автобусов. В результате ДТП пострадали 45 человек, один человек погиб.

- Мы - за видеорегистраторы, - говорит председатель правления красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев. - Но расходы на установку этих приборов должны быть включены в существующие тарифы. То есть если ставить регистраторы всем, надо повышать цены на проезд.

Несколько лет назад установил на отдельные машины камеры наблюдения предприниматель Дмитрий Долгушин, владелец автобусов 5-го и 80 маршрутов. И не пожалел об этом.

- Не раз случалось, что видеозапись помогала доказать правоту действий моих водителей в ДТП, в спорных ситуациях, - говорит он. - Но обязывать всех перевозчиков ставить видеоприборы нельзя, установка должна быть добровольным делом, ведь не у каждого бизнесмена есть лишние деньги.

С коллегой согласен владелец большого парка маршрутных автобусов, осуществляющих перевозки по нескольким популярным направлениям.

- Я камеры установил ещё десять лет назад, - говорит бизнесмен. - С какой целью - не открою, интерес у меня, конечно, был, но это коммерческая тайна, скажу только, что приборы взял недешёвые, окупались они не один год. Так что каждый должен сам решать, ставить ему камеры или нет.

По словам коммерсанта, из-за того, что всех перевозчиков теперь обязывают страховать здоровье пассажиров, то есть нести дополнительные расходы, вряд ли кто-то из предпринимателей захочет тратиться ещё и на приборы наблюдения.

По словам Михаила Омышева, оснащение видеорегистраторами - довольно дорогое удовольствие: для одного автобуса потребуется 25-27 тысяч рублей, ещё 7-9 тысяч придётся выложить на монтаж и обслуживание оборудования - считывание, хранение и обработку информации.

Однако менеджеры компаний, реализующих подобный товар, назвали другие цифры. Простая базовая модель видеорегистратора стоит 4-5 тысяч рублей. Для наблюдения за дорогой и салоном понадобится два прибора, то есть цена комплекта - 8-10 тысяч рублей. Более сложная профессиональная техника тянет на 15-20 тысяч рублей с учётом установки. Сбор и хранение записей, как пояснили продавцы, не столь уж трудоёмкий и затратный процесс. В первом случае придётся скидывать записанные файлы на компьютер ежедневно, во втором - один раз в месяц-полтора. И то, если требуется хранить все записи всех рабочих часов всех машин десятилетиями.

По самым примитивным подсчётам, чтобы оснастить видеорегистраторами автопарк в 40 автобусов на 30 мест каждый, предпринимателю нужно поднять цену билета на 10 копеек, оборудование окупится уже за год. Стоит ли в таком случае рассуждать о повышении тарифов на проезд? Опять же из разговоров с самими перевозчиками становится ясно, что когда речь идёт об их коммерческих интересах, деньги на модернизацию они находят и без повышения цены на билет. Многие бизнесмены по своей инициативе ставят приборы учёта пассажиров и то же видео в салон, и никто из перевозчиков не разорился.

Так или иначе, пока что у государства нет правового механизма, на основе которого можно обязать всех владельцев маршрутных автобусов ставить на машины приборы видеонаблюдния. Так что, скорее всего, предложения ввести тотальную видеорегистрацию на благо всем так и останутся мечтами.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА