Новости

Закон на бутерброд

Закон на бутерброд

Запретить - значит вызвать интерес

Каждый день нам настойчиво предлагают отстирать все пятна, попробовать «новый вкус», освежить дыхание или быстро утолить голод. Пёстрые баннеры, огромные экраны, видеоролики и даже автобусные билеты регулярно рассказывают о прелестях того или иного продукта. Нас уверяют, что попробуешь его - и обязательно станешь супергероем, ну на худой конец обретёшь уверенность в себе. А вот о негативных последствиях употребления расхваливаемого продукта реклама, как правило, умалчивает.

С табачной и алкогольной продукцией уже разобрались: в августе прошлого года в закон о рекламе были внесены поправки, запрещающие производителю пенного напитка продвигать свой товар через телевидение, баннеры, щиты, транспорт и Интернет. Вслед за пивоварами депутаты приструнили табачные компании - пропали из нашего поля зрения брутальные ковбои и роковые красавицы с сигаретами.

В ближайшее время подобная участь может постигнуть производителей, выпускающих чипсы, газировку, жвачку. В чёрный список рискует угодить и фастфуд. Ещё в сентябре 2012 года представители нижней палаты парламента предложили пересмотреть действующий закон о рекламе и внести в него ряд поправок. По мнению парламентариев, реклама некоторых продуктов оказывает серьёзное и не самое благоприятное воздействие на детей - как психологическое, так и физическое. Во-первых, она рождает в неокрепшем сознании ложные идеалы, во-вторых, употребление некоторых продуктов пагубно влияет на юный организм.

Одним из инициаторов законопроекта выступил Михаил Сердюк, который предложил целый ряд мер, которые ограничат доступность информации о «прелестях» вредной для ребёнка еды.

По замыслу парламентария, жертвами новых поправок станут компании, производящие жвачку, газировку, чипсы и ряд других продуктов.

Рекламу этих товаров депутат предлагает запретить в дневном эфире радиостанций и телеканалов с восьми утра до девяти вечера. В противном же случае признавать её нелегальной.

При этом парламентарий отмечает, что поправки должны коснуться только перечня тех продуктов, которые врачи официально признают не рекомендованными к употреблению детьми.

По словам Михаила Ивановича, работая над поправками, он опирался на опыт других стран. Например, в Бельгии запрещена реклама спиртосодержащих продуктов, в Великобритании - в целом пропаганда нездоровой еды. В Иране введены ограничения на рекламу вредной пищи, к которого отнесли даже кукурузные палочки. Медицинская ассоциация Онтарио в Канаде пошла ещё дальше. И предложила применять к вредной еде такой же подход, что и к сигаретам - размещать на упаковках устрашающие фотографии, например, больной печени или сердца человека, страдающего ожирением. Даже в США, на родине фастфуда, поговаривают о запрете рекламы нездоровой еды.

- Запретить - это значит вызвать интерес, - считает Виктория Панфилова, главный внештатный детский специалист-гастроэнтеролог министерства здравоохранения Красноярского края, доцент кафедры педиатрии красноярского медуниверситета. - В нашей стране, как показывает практика, запреты не действуют. Хотя, без сомнения, такая еда наносит огромный вред здоровью. Не случайно американцы называют её мусорной пищей. В ней содержится большое количество углеводов и жиров, совершенно не полезных для организма человека, тем более для ребенка. Кроме того, часто в качестве вкусовых добавок используют вещества, приводящие к болезням пищеварения, печени и сахарному диабету.

По словам Виктории Николаевны, практически все подобные продукты готовятся на пальмовом масле, которое значительно дешевле оливкового или подсолнечного, а за счёт своих свойств продлевает срок хранения многих продуктов, но в нём практически нет витаминов.

Кроме того, пальмовое масло помогает усилить вкус еды и вызывает эффект привыкания, и именно оно заставляет покупать понравившейся на вкус гамбургер или чипсы снова и снова. У человека начинается своеобразная зависимость от этих продуктов.

К тому же жирные кислоты, содержащиеся в подобных продуктах, могут стать причиной атеросклероза сосудов головного мозга, тромбоза вен и артерий, инфаркта миокарда, ишемической болезни сердца и ожирения.

- Лучше съесть бутерброд, например, с мясом, приготовленным на пару, и домашним хлебом, чем покупать гамбургер, - говорит Виктория Панфилова. - Или пожарить картошечки, чем съесть пачку чипсов.

Тем более, как рассказала Виктория Николаевна, сухомятка не так уж и вредна. А значение супов в нашем обществе несколько преувеличено.

Гастрит, язва и прочие болезни желудка могут возникнуть, даже если человек регулярно ест супы и горячую пищу, но при этом и регулярно употребляет чипсы, газировку и просто некачественные продукты.

Речь не о супах и бутербродах, а о качестве пищи и ингредиентах, входящих в её состав, об их натуральности и пользе для человека.

Коллегу поддержала Ирина Демко, главный внештатный специалист-аллерголог министерства здравоохранения Красноярского края, заведующая кафедрой внутренних болезней КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого.

- Красители и консерванты, содержащиеся во вредных продуктах, очень часто являются причиной аллергических заболеваний, тем более у детей, - рассказывает Ирина Владимировна. - Некоторые вещества, входящие в их состав, не просто вызывают аллергию, а часто нарушают работу иммунной системы в целом. Людям, у которых есть непереносимость, например, аспирина, в принципе нельзя ни в каких количествах употреблять подобные продукты.

Пока поправки в действующий закон находятся на стадии разработки, но уже в ближайшее время вредная еда может оказаться в опале.

- Сложно оценить сейчас, как подобные меры в отношении вредных продуктов повлияют на их потребление населением, - считает Эдуард Кевбрин, соискатель учёной степени кандидата философских наук кафедры рекламы и социально-культурной деятельности ГИСФУ. - Но можно отметить - если количество рекламы этих продуктов на ТВ уменьшится, а оно и так снижается уже на протяжении десяти лет, рекламодатели перейдут в Интернет и магазины, в супермаркеты - поближе к покупателю. А значит, и к детям. Можно, конечно, наносить подробную информацию о составе продукта на его упаковку или устрашающие фотографии, как предлагают канадцы. Но, на мой взгляд, и это сильного воздействия на население не окажет. Во-первых, далеко не каждый сможет разобраться в том, что входит в состав сегодняшних продуктов и как эти добавки могут повлиять на здоровье. А во-вторых, на пачках сигарет тоже пишут «страшилки», но люди же их покупают. В случае с ограничением рекламы однозначно лишь одно - доходы телевизионных компаний существенно пострадают.

Никаких запретов пока нет. Но, так или иначе, перед тем как брать продукт, стоит посмотреть не только на срок годности, но и на состав. И, конечно, избегать вредной и сомнительной пищи. Ведь лучше час у плиты, чем месяц в больнице.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА