Новости
Сложи из пазлов доброту
«Межсезонья» у хорошего дела быть не должно
Вы когда-нибудь собирали пазлы? Подавляющее большинство наверняка ответит на такой вопрос утвердительно. Но видели ли вы, как эти самые пазлы делаются? Нам повезло: буквально на днях мы попали на занятия в трудовой мастерской, где этот процесс демонстрировался. И не просто демонстрировался.
Итак, мастерская. Центр социальной помощи семье и детям «Парус», где с 25 декабря в рамках проекта «Полезное дело - достойная жизнь» занимаются ребята с особенностями развития. В уютном помещении собрались дети и их мамы, уселись в кружок. Ольга Завидовская начинает урок, естественно, со знакомства. Проходит оно по задумке педагога в несколько этапов. Сначала каждый сидящий берёт за руку соседа справа, говорит «здравствуй» и называет своё имя. Потом все встают, ходят по комнате и здороваются уже кивками. Затем касаются плечами. Получается не у всех (не будем забывать, что дети - с ограниченными возможностями). У одной девочки - ДЦП, мальчик медленно на всё реагирует, однако все стараются.
- С каким настроением вы пришли сегодня к нам? - спрашивает Ольга Яковлевна. Выясняется, что Рита - с мирным, Ира - с весёлым. За черноглазого Васю, у которого проблемы с речью, отвечает мама: «У нас настроение приподнятое, ещё со вчерашнего дня радовались, что придём сюда».
Конечно, радовались очередной встрече абсолютно все. Многие дети-инвалиды испытывают дефицит общения, а тут - приятные люди, все улыбаются, педагоги интересные задания дают. Например, учат делать пазлы.
…Тема сегодняшнего занятия - зима. Всем предлагают на выбор либо нарисовать сюжет красками и карандашами, либо наклеить заранее приготовленные иллюстрации на картон. Ребятишки клеят и малюют, кто как может. Мамы помогают довести пазловые картинки до ума. Иришка справляется первой и спешит, даже без поддержки, хотя передвигаться ей не так и просто, к специальному аппарату в углу. Девочка вполне ловко, поскольку уже несколько занятий прошло, укладывает своё изделие в агрегат, с помощью взрослых вертит какую-то тяжёлую ручку, и… Картинка вдруг распадается на самые настоящие пазлы. Как будто в магазине купленные! И даже не верится, что сделаны они детскими неуверенными руками.
Даже нам было очень интересно, представляю, каково ребятишкам. Они СМОГЛИ это сделать и не скрывали радости. Педагоги, кстати, хотели показать нам собранные пазлы-картинки, но - не вышло. Удивлённый собственным умением Вася уносит творения домой, добрая Ира всё раздаривает: «Я же ещё сделаю!». Сотрудники центра надеются, что ажиотаж немного пройдёт и можно будет представить детское творчество на выставку. Заметим, что дети и подростки здесь мастерят не только пазлы, но и коробочки, разные фигурки и другие замечательные вещи. А ещё занимаются в музыкальном классе и с психологами, индивидуально. Например, девочка боится темноты. Психолог Аушра Кушнерова старается помочь ей при помощи… сказок. Предлагает своей подопечной сочинять истории, где герой справляется со своими страхами, а потом вылепить настроение из пластилина. Я видела одну из картинок: зелёная трава, синее небо, яркое солнце и радуга…
А вот групповое занятие с психологом. Наталья Днепровская включает в него интерактивные игры и задания. Например, «Рукавичка». Всех разбивают на пары, и участники должны отыскать недостающую бумажную варежку, помеченную особым знаком. Но и это не всё: требуется нарисовать на рукавичках одинаковые узоры (причём взрослый повторяет картинку за ребёнком) и даже придумать название. То есть здесь и фантазия задействована, и руки работают, и общаться приходится - теснее некуда.
Был, кстати, в игре очень трогательный момент. Васе, изобразившему на своей рукавичке нечто из стиля модерн, сказали: «Забирай домой, это же ты нарисовал!». Видели бы вы, КАК мальчишка прижал бумажку к груди…
Взрослые и дети вместе собрали один большой пазл - на половину стола. А потом стол превратился в именинный, потому что Иришке исполнилось 12 лет. Чай разлили, тортик нарезали, подарки вручили - двух зайцев. Девочка громко смеялась, ещё бы, такой день рождения, и даже танцевала, несмотря на трудности в передвижении. Для неё само участие в проекте «Полезное дело - достойная жизнь» оказалось настоящим праздником.
В «Парусе» в рамках проекта охвачены на сегодняшний день десять семей. Много это или мало? Как посмотреть. Многим ведь даже коротенькие занятия-уроки не под силу, устают (изначально проект подразумевал участие в нём подростков именно с тяжёлыми нарушениями, как правило, сочетанными, то есть одновременно физического и психологического плана). За теми, кто не может самостоятельно добраться до центра, отправляют машину. Детей учат делиться эмоциями, общаться. Объясняют мамам, как вести себя с особенными детьми, да и как самим справляться с собственным состоянием. Благое дело.
Наталья БОБРОВА, руководитель главного управления социальной защиты населения администрации Красноярска:
- Проект «Полезное дело - достойная жизнь» реализуется в нашем городе при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Его главная цель - создание условий для нормализации жизни подростков-инвалидов и их семей через организацию центров дневной занятости в учреждениях социального обслуживания населения. Среди мероприятий проекта также будет проведён «Форум профессионалов», где соберутся специалисты, работающие в центрах дневной занятости с целью обмена опытом. А на «Ярмарке успеха» будут представлены результаты трудовой деятельности детей-инвалидов. Также состоится конференция «Мой ребёнок - моя гордость», в работе которой примут участие родители детей, включенных в проект.