Новости
Профессия по призванию
Инженер или юрист? Решайте!
«У меня растут года, будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» Помните знаменитое стихотворение Владимира Маяковского? Спустя практически столетие своей актуальности оно не утратило.
Выбор профессии - очень сложный и важный шаг в жизни человека. А учитывая систему ЕГЭ и огромный конкурс в вузах, определяться необходимо как можно раньше. Чем быстрее школьник выберет направление профессиональной деятельности, тем больше времени останется на подготовку к поступлению в учебное заведение.
Современным школам приходится учитывать веяния времени. Теперь у них более сложная задача: не просто дать общие знания, а помочь будущему выпускнику понять, кем он хочет стать в будущем. Инженером или юристом? Программистом или врачом? Многие российские школы давно уже перешли на систему профильного образования либо так называемой «углублёнки». Две эти методики очень похожи, но в то же время имеют важные отличия.
Название «углублённое изучение» говорит само за себя. Ребёнок на протяжении нескольких лет подробно занимается изучением предметов, выбранных им либо определённых направленностью школы. Что в дальнейшем позволит ему успешно сдать экзамены и поступить в желаемый вуз.
Профильное же образование предполагает комплексную и пошаговую работу не только с ребёнком, но и с его родителями. Изначально с будущим выпускником работает психолог. С помощью тестов, тренингов и деловых игр он определяет способности к той или иной сфере деятельности, будь то работа с людьми либо техникой и документацией. Затем выдаётся экспертное заключение и дальнейшие рекомендации к действиям, возможно, даже предложение профессий, к которым склонно чадо. Ну, а далее по совместному желанию ребёнка и родителей его определяют в класс либо школу, ориентированную именно на эти специальности. При этом школа может иметь договоренность с определённым учебным заведением, и при поступлении абитуриент будет иметь бонусы. Например, он может стать студентом с более низким баллом по ЕГЭ либо вовсе попасть в желаемую альма-матер по целевой программе. Но так или иначе вне стен «храма науки» не останется. Ведь в любом случае подготовка у него на порядок выше, чем у многих сверстников.
Подобная практика уже действует и во многих образовательных учреждениях нашего города. Например, в школе № 23 в этом году совместно с центром карьеры Красноярского педагогического университета запущен уникальный проект, в рамках которого был сформирован класс гуманитарных специальностей - будущих педагогов, психологов, филологов, менеджеров и просто развитых и коммуникабельных людей.
- Основная идея нашего проекта - создать условия для более осмысленного самоопределения старшеклассников в отношении своего профессионального будущего без жёсткой привязки к специальности, - рассказывает Татьяна Болотова, директор школы № 23.- Мы пытаемся разработать модель класса, обучаясь в котором, юноши и девушки увидели бы изнутри работу специалиста-гуманитария и вообще современное состояние профессий, связанных с развитием человека и общества. Это важно, потому что, к сожалению, школьники и их родители часто живут стереотипами и мифами о реальном содержании многих профессий. Они знают лишь приблизительно, чем, например, занимается сегодняшний специалист-психолог, не говоря уже об осведомлённости о возможностях построения карьеры выпускника-гуманитария современного вуза. Наши партнёры из КГПУ им. Астафьева заинтересованы в сотрудничестве с нами, поскольку вузовские специалисты видят в этом проекте разработку инновационной технологии «выращивания» кадров для сферы образования. В перспективе этот проект видится нами как сетевой, то есть создание межшкольных сетевых гуманитарных профильных классов, и мы готовы обсуждать партнёрство с учреждениями, у которых есть подобные планы и инициативы.
Но, наверное, самый главный показатель успеха таких мер - это радость самих ребят, которые называют свой класс особенным.
- Наш класс больше похож на университет, - говорит Марина, одна из учениц этого класса. - Мы изучаем предметы, выходящие за рамки обычной школьной программы. И занятия идут как «ленты» - полтора часа. Мы узнаём новую информацию, учимся работать друг с другом и понимать других. И, конечно, готовимся к университетской жизни. Привыкаем к требованиям и форме подачи информации.
Занятия у ребят проходят в факультативной форме, но по окончании курса по одной из выбранных дисциплин каждый должен выполнить зачётную работу. А к аттестату зрелости добавится документ о прохождении дополнительного курса, который в будущем может стать отличным бонусом при поступлении в университет.
И это не единственный пример, когда школа помогает подготовиться к университетской жизни. Например, в красноярском лицее № 8 ребят готовят в основном к техническим специальностям. Как рассказала Нина Смирнова, директор образовательного учреждения, в пятом классе у школьников начинается пропедевтика углублённого изучения математики. То есть в элементарной форме ребятам доносят суть и основы самого предмета, подготавливая их таким способом к более углублённому изучению дисциплины.
А в седьмом классе ученик уже должен определиться с предметами, которые он будет изучать в дальнейшем. Именно тогда начинается углублённое изучение некоторых дисциплин. Причём не только физики и математики, сюда же добавляется и начертательная геометрия, и даже инженерная графика. Лицей активно сотрудничает с политехническим институтом СФУ. Ребята принимают участие в конференциях и проектах вуза. И, как показывает статистика, поступления очень успешны: 99 процентов выпускников лицея из классов с углублённым изучением математики и физики проходят на бюджетные места, на технические специальности.
- Эффективность такой модели обучения доказывает показатель прохождения наших выпускников в университеты, - говорит Нина Борисовна. - А что может быть большей радостью для педагога, как не результаты учеников?
Подобной методики придерживается и школа № 27. Ребята занимаются по углублённым элективным курсам. Это обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. В первую очередь, занятия позволяют развить школьникам интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия.
Кроме того, вот уже на протяжении нескольких лет школа активно сотрудничает с Красноярским технологическим университетом. Ребята выбирают темы, пишут доклады, принимают участие в научных конференциях, проводимых вузом. Можно сказать, приобщаются к студенческой жизни, чтобы в конечном счёте занять своё «место под солнцем». И при этом не усиленно расталкивая окружающих локтями. Ведь сверхзадача образования - не подготовка к конкурентной борьбе, а воспитание полноценных членов общества. Так сказать, достойной смены.