Новости

Игры с вывесками

Игры с вывесками

Поступить в школу, очутиться в гимназии, но всё равно в итоге окончить школу, не меняя учреждения - вполне реально, если учебное заведение находится в отечественной системе образования. Едва народ успел привыкнуть к старинным названиям, запомнил, что в лицее акцент на технические науки, в гимназии - на гуманитарные, - опять изменения. По новому закону об образовании, принятому в конце 2012 года, лицеи и гимназии в России скоро ждёт смена вывесок. Теперь подобные заведения будут именоваться школами с углублённым изучением определённых предметов.

Первый заместитель министра образования и науки Красноярского края Светлана Маковская говорит, что под действие норматива попадут 19 лицеев и 36 гимназий региона, переименования в крае начнутся в 2014 году, закончить процедуру планируют в 2016-м.

Педагогов и родителей, уже уставших от череды образовательных новаций, чиновники успокаивают: хотя по документам гимназии и лицеи перестанут существовать, на содержание образования никто не покушается. Светлана Маковская утверждает, что глубоко погружать детей в математику, английский язык и прочие науки можно будет и под новой вывеской, по действующим ранее программам. Специалисты говорят: привести наименования учреждений к общему знаменателю решено, во-первых, для блага детей, которые часто не могли поступить в близлежащую к дому гимназию или лицей, во-вторых, из-за того, что далеко не все пафосные таблички отражали истинное положение дел в учебном заведении. И, пожалуй, с этими аргументами не поспоришь.

Депутат Красноярского городского Совета Татьяна Казанова, директор красноярской школы № 10, никогда не инициировала смену названия своего образовательного учреждения.

- Для меня наша десятая школа - это имя, звучащее гордо, - говорит директор. - Это сильные традиции, знаменитые выпускники, хорошее образование. Просто так переименовать школу № 10 во что-то иное в угоду моде я не считала возможным. Даже в расчёте на 15 процентов прибавки к зарплате, положенные лицейским педагогам, я не считала правильным так поступить.

Татьяна Ивановна находит вполне оправданным, хотя и не простым решение опять вернуть всем учреждениям общего образования название школ.

- Время показало, что очень часто лицеи и гимназии - отнюдь не синонимы качественно элитарного образования, - считает она. - Ведь результаты их работы часто оказываются весьма посредственными, зачем тогда им особый статус?

Под другим углом зрения видит проблему Ирина Штейнберг, директор гимназии № 2.

- Не так давно наше учебное заведение прошло лицензирование, мы получили документ, где подтверждён наш статус, документ действителен до 2023 года, - рассказывает директор. - Всё сделано по закону, и так как он обратной силы не имеет, непонятно, как это можно соотнести с новыми правилами.

Педагог надеется, что скоро будут приняты дополнительные нормативы, которые помогут разрешить правовую коллизию. И беспокоится о технологии смены названий.

- Замена вывески повлечёт за собой массу сложных бюрократических процедур, - сетует директор. - Это и выпуск новых бланков целой массы документов и перерегистрация учреждения, изменение Устава, присвоение какого-то номера школе.

Отдельные эксперты вообще опасаются, что замена названия учебного заведения - первый шаг на пути к уравниловке.

- Огромной ценностью российского образования являются уникальные школы, - заявил в дискуссии об одарённых детях Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики, 13 лет возглавлявший красноярскую гимназию «Универс». - И хотя новый закон не требует немедленно закрыть все лицеи и гимназии, зная нашу высокую исполнительскую дисциплину в деле уравнивания и подравнивания всего яркого, я боюсь, что это может произойти. Ведь у региональных и муниципальных управленцев зачастую нет чувства ценности необычного образовательного учреждения.

При этом Исак Давидович подчёркивает, что подобных спецшкол не должно быть много.

- На самом деле у нас есть территории, в которых лицеи и гимназии составляют до половины общих учебных заведений: сорок с лишним процентов от общего числа школ, едва ли всё это - на самом деле уникальные заведения. В действительности это просто специальные места, где чуть-чуть сложнее программы, больше денег и где выбили себе возможность отбирать детей, выбраковывать. Подчеркну, что я против сокращения числа таких школ, но что-то с обилием лицеев и гимназий нужно делать.

По мнению Исака Фрумина, из-за того что в гимназии и лицеи стекаются дети более-менее способные, возникает перекос - появляются школы-гетто, где нельзя производить отбор, и куда хорошие школы «сбывают» не подошедших им учеников. И это общая ситуация почти по всем регионам России: доля сегмента школ-гетто от 15 до 30 процентов по стране.

Эксперт считает, что в идеале нужно сохранить небольшую сеть специальных школ для детей с особыми образовательными потребностями и постараться сбалансировать ситуацию со школами, где учатся дети, вытесненные из лицеев и гимназий.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА