Новости
Учись, студент?
Ещё каких-то два с половиной столетия назад на Руси знать не знали, кто такие студенты. Да и вообще, умение читать и писать среди простого люда считалось чем-то необязательным и даже вредным. Грамоте же учили только детей знати, которые высшие науки постигали за границей… Но вот в 1755 году 12 января по старому стилю и 25-го по новому императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета». Идея открыть университет в Первопрестольной принадлежала учёному Ломоносову и графу Шувалову. По одной из версий, Шувалов специально выбрал именно этот день - день именин своей матери Татьяны Петровны, а подписанный царицей указ хотел преподнести ей в подарок. Так в России появилось не только первое высшее учебное заведение, но и новое сословие «студент» и праздник всех грызущих гранит науки - Татьянин день.
В наши дни словом «студент» мало кого удивишь. Высшее образование перестало быть уделом для избранных, чем-то эксклюзивным. Такое ощущение, что сегодня половина земного шара сидят в вузовских аудиториях. По некоторым данным, в мире сегодня свыше 80 миллионов студентов. В России рост студенческого братства случился в начале двухтысячных годов. За период с 1990 года по нынешнее время количество вузов выросло вдвое. Если двадцать лет назад их было чуть более пятисот, сейчас - свыше миллиона. Причём в большей степени растёт число негосударственных вузов, которых в 1990 году по стране не насчитывалось ни одного, а к 2011-му было зарегистрировано уже более четырёхсот коммерческих высших учебных заведений. Соответственно, выросло и число студентов. В 1990 году на первый курс было принято около 584 тысяч человек, а в 2011-м количество первокурсников выросло уже до миллиона двухсот тысяч человек. Закончили же обучение в 1990 году 401 тысяча человек, а в 2011-м почти полтора миллиона.
Несколько лет назад наше государство пришло к выводу, что такое количество людей с высшим образованием России не нужно. Особенно с гуманитарным. Выяснилось, что у нас не хватает квалифицированных рабочих. Кроме того, выросло поколение, родившееся в период демографической ямы. По данным Росстата, приём в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2011 году сократился почти на 12 процентов - в основном за счёт студентов, принятых на заочную форму обучения.
Тем не менее по-прежнему ценность высшего образования в нашем обществе довольно высока: согласно опросам ВЦИОМ, около двух третей россиян хотели бы, чтобы их дети имели законченное высшее образование. Россияне считают, что диплом необходим в основном для удачного трудоустройства и карьеры, а затем уже для расширения кругозора или повышения социального статуса. Поэтому во время учёбы главное - получить профессиональные навыки и подыскать подходящую работу. Последнее удаётся не всем.
По данным опроса, 33 процента выпускников российских вузов работают по другой специальности, чем полученное ими образование. Таким образом, почти 1/3 бюджетных расходов на высшее профессиональное образование были использованы неэффективно. По подсчётам специалистов, к потерям государства из-за дисбаланса между профессиональной подготовкой и трудоустройством выпускников вузов стоит относить 50 процентов от 1/3 расходов бюджета на высшее профессиональное образование.
Работодателей больше интересует опыт соискателя, нежели наличие диплома. Хотя нельзя не отметить, что и у них всё ещё сохраняется определённый пиетет к вузовскому образованию.
Согласно исследованию, 20 процентов работодателей считают, что без корочки карьеру не построить в связи с отсутствием базовых знаний. 40 процентов уверены, что карьерный рост будет не из лёгких, и только треть опрошенных не видят в этом никакой проблемы. При этом большинство работодателей - почти девяносто процентов - проверяют соответствие специализации в дипломе соискателя позиции, на которую он претендует. Однако в ситуации, когда на собеседование приходит кандидат, имеющий опыт успешной работы, но без соответствующего диплома, 78 процентов сказали, что готовы взять его на работу. Только шесть процентов уверены, что отказали бы такому соискателю.
Любопытно и то, что наличие нескольких- трёх и более - образований у кандидатов больше отталкивает работодателей, а не привлекает. 66 процентов опрошенных скорее отнесутся к такому человеку настороженно, а 12 усомнятся в квалификации обладателя россыпи корочек. Аргумент у них такой: разве может человек очень хорошо разбираться сразу в нескольких областях?