Новости
Владислав Юрчик: "За державу обидно"
Национальная идея проста: народ должен жить счастливо и достойно
Имя красноярца Владислава Юрчика знакомо многим горожанам старшего поколения. В советские времена он занимал различные комсомольские и партийные посты, после 90-х руководил местным отделение КПРФ, трижды избирался депутатом Государственной думы РФ. Накануне 75-летнего юбилея политика рассуждаем о судьбе Отечества, национальной идее и счастье для всех.
- Владислав Григорьевич, что сформировало Вас как личность?
- Я счастливый человек, потому что родился в замечательной семье, где уважение, трудолюбие, честность были главными принципами в жизни. Нас было четверо детей, которых растила и воспитывала одна мама. Поэтому все мы - и старшие брат и сестра, и я - пошли очень рано работать. В 16 лет я поступил на завод телевизоров учеником слесаря. И это вторая опорная точка, где я формировался как личность, как гражданин, где познавал смысл жизни. Я встретил здесь много замечательных людей. И этот коллектив, как поётся в песне, «что в люди вывела меня».
Затем три года службы в армии - это тоже серьёзная школа. После армии возвратился на завод в родной цех. Хорошо помню радость встречи со старыми товарищами. Кипучая жизнь в трудовом коллективе сформировала меня и как общественного активиста. Меня избрали секретарём комитета комсомола завода, затем первым секретарём Октябрьского, а потом и Красноярского горкома ВЛКСМ.
Я сохранил светлые чувства о комсомольской юности. Это было самое радостное время жизни. Во-первых, мы были молоды, во-вторых, жизнь в комсомоле кипела. В крае действовали десятки комсомольских строек. Комсомол был инициатором проведения «Золотой шайбы», «Кожаного мяча». В те годы был организован у Вечного огня Пост № 1, где десятки тысяч школьников, пионеров и комсомольцев получали навыки гражданской позиции и уважения к старшему поколению. Комсомол дал мне возможность быть вместе с такими замечательными товарищами, как Константин Чернов, Олег Колесниченко, Вячеслав Шахов, Михаил Дивногорцев, Игорь Арестов, Григорий Бочаров, всех не перечислишь. Это были сотни замечательных комсомольских вожаков, которые по жизни стали лучшими друзьями.
- Выбрали вместо рабочей управленческую деятельность?
- Так сложилось, что по натуре я всегда занимал активную позицию, люблю организаторскую работу. Люди это замечали во мне и доверяли те участки комсомольской и партийной работы, которые я прошёл в своей жизни.
- Как сложилась Ваша партийная деятельность?
- После комсомола меня избрали секретарём партийного бюро металлургического завода, затем первым секретарём Советского района. Через семь лет - заведующим строительным отделом краевого комитета партии. А затем, на альтернативной основе, я был избран первым секретарём Красноярского горкома КПСС. Это был период бурного промышленного, культурного, научного развития края. В крае созданы Красноярская, Саяно-Шушенская, Богучанская гидроэлектростанции, КАТЭК, угольные разрезы, Норильский горный металлургический комбинат. В это время распахнули свои двери Большой концертный зал, театр оперы и балета, Дворец спорта, ряд Дворцов культуры и клубы. Активно возводилось жильё, школы, детские сады. В это время край занимал третье место по капитальному строительству в Советском Союзе. Всё это результат труда тысяч красноярцев и активная, энергичная позиция руководства края и Красноярска. В это время активно работали Вадим Иванович Долгих, Павел Стефанович Федирко, Леонид Георгиевич Сизов, Виктор Васильевич Плисов, Олег Семёнович Шенин, Валентина Гавриловна Бойкова, Владимир Прохорович Капелько, Алексей Семёнович Курешов, Павел Григорьевич Кашинов и многие, многие другие руководители советских и партийных органов. Я счастлив, что мне довелось работать с ними. Они были наставниками, старшими товарищами, которые помогали решать поставленные задачи.
Мы все должны сознавать, что у России есть совсем мало времени, чтобы предотвратить приближающуюся катастрофу. Или мы меняем курс, или станем через какое-то время провинцией Китая, который давно с вожделением смотрит на наши территории.
- Большие дела, амбициозные проекты. Но не всё было идеально? Какие проблемы видели и решали?
- Проблем было немало. От дефицита продуктов и товаров до нехватки жилья. Эти проблемы часто возникали из-за перекосов. Например, на строительство экскаваторного завода были брошены колоссальные ресурсы, и это позволило их направить на дополнительное строительство жилья, объектов соцкультбыта. Но согласитесь, мы жили в советской стране, где чувствовали уверенность, человеческое достоинство, уважение к людям труда было на высоте. Сегодня это всё утрачено. Не достоинство и честь, а нажива, коррупция, неуважение к историческим ценностям характеризует образ жизни многих сограждан. Горько смотреть, как многие практически брошены на произвол судьбы. За это в ответе нынешняя власть.
- Может быть, России всё-таки нужна национальная идея, которая объединит всех, и тогда начнутся изменения?
- Идею искать не надо, она проста. Народ должен жить счастливо и достойно. Но достойно у нас, к сожалению, живут немногие. У нас же колоссальное социальное расслоение, десять процентов людей имеют 90 процентов от всех материальных благ. И это рано или поздно приведёт к социальному взрыву.
- Но в советские времена тоже начальство очень не бедствовало.
- Встречалось и такое, но большинство руководителей были государственниками. Они думали о благе стране. Да, отмечались отдельные злоупотребления, но сейчас это национальная эпидемия. Надо создавать производство, рабочие места, поднимать медицину, культуру, образование, словом, обустраивать страну. Повторюсь, и в СССР встречались нерадивые управленцы, не всё у партии получалось, но вектор был таким - работать для народа, для страны.
- Так почему же всё так плачевно окончилось, если делали как надо?
- По многим причинам. Если бы в своё время Брежнев понял, что нужно обновить руководство, сделать ставку на более талантливых и молодых, мы жили бы сейчас иначе. Косыгин ему предлагал, например, развивать частную собственность, но кремлёвские старцы эту идею отвергли. А вот китайские товарищи додумались - перевели этот трактат и воспользовались им. Сохранили и партию, и экономически живут хорошо. Мы не сумели, к великому сожалению.
В 1991 году мы молча, без борьбы, отдали что было, и сейчас чувствуем за это вину перед детьми и внуками и хотели бы изменить ситуацию в стране.
- Если бы вы стали президентом РФ, как бы выправили ситуацию?
- Как сделал президент Сингапура. Первое - всех, кто хочет во власть, не должны заниматься коммерцией. Причём и родственники политиков тоже не должны вести бизнес: искушение применить власть будет велико. Второе - провёл бы жесточайшую борьбу с коррупцией, реальную, а не для показухи, как это делается сейчас.
Поменял бы парламентскую систему. Парламент должен быть не марионеточным, а самостоятельным, выборы должны стать честными. Мы все должны сознавать, что у России есть совсем мало времени, чтобы предотвратить приближающуюся катастрофу. В мире очень непростая ситуация, повсюду революции, конфликты, и мы очень уязвимы: упадут цены на нефть - и всё, финансовый крах.
Или мы меняем курс, или станем через какое-то время провинцией Китая, который давно с вожделением смотрит на наши территории.
- По-Вашему, у нас есть политические силы, партии, которые могут что-то исправить?
- 52 года я коммунист, не оставлял партию в трудные годы, 17 лет возглавлял красноярское отделение, и в те годы партия была авторитетна и уважаемая народом. Мы умели отстаивать свою позицию, нас уважали даже противники. Потом наши пути с КПРФ разошлись по принципиальным вопросам. КПРФ сегодня переживает сложный период. Там много хороших, честных товарищей, но руководство ведёт ошибочную политику. Поэтому там есть разделения, разброд, партию растаскивают по частям. Зюганов сейчас находится примерно в позиции Брежнева. Геннадию Андреевичу надо понять: если они не сменят руководство и политику приспособленчества на политику борьбы, перспектив у партии не будет.
Стране нужна левая боевая партия, которая могла бы влиять на власть, вести борьбу, партия, с которой бы считались. И такую современную партию - «Коммунисты России», которая будет отстаивать интересы народа, - мы сейчас создаём, у нас много сторонников.
- Владислав Григорьевич, Вы счастливый человек?
- Безусловно. Я коренной красноярец, родился и живу все годы здесь. Доволен тем, что принимал активное участие в судьбе города. Мы трудились и видели плоды своего труда: заводы, дороги, жильё. Хотелось бы, чтобы и поколение, которое придёт после нас, жило счастливо и достойно.
- Верите ли вы в Бога?
- Обращаюсь к Нему иногда. Но не надо верить напоказ, на камеру, как сейчас модно. Я считаю, что это личное дело каждого, к партийности вера отношения не имеет. А когда Зюганов ходит на советы к Патриарху, а школам навязывают православие - это неправильно.