Новости
Аршином общим не измерить
В чём выражается богатство
По результатам исследований аналитиков Росгосстраха, по субъективному восприятию собственной обеспеченности жители Красноярска заняли третье место в стране после Санкт-Петербурга и Москвы. Каждый пятый наш земляк утвердительно ответил на вопросы о том, может ли он позволить купить себе автомобиль или квартиру. Опрос является традиционным и проводится уже почти десять лет, показывая интересную динамику. Если в 2004 году к наиболее обеспеченной группе населения относили себя всего лишь пять процентов красноярцев, то к 2008 году этот показатель возрос до 17 процентов. В кризисный 2009-й он обрушился до 11 процентов, однако к 2011 году вновь увеличился до 16. Наконец, 2012 год принёс скачок сразу на четыре процента. Сегодня к числу вполне обеспеченных относят себя 20 процентов наших земляков. Для сравнения, в Санкт-Петербурге и Москве эти показатели равны соответственно 26 и 21 проценту.
При всей престижности рейтинга для красноярцев следует отметить две настораживающие детали: провал 2009-го и взлёт 2012 года. Поскольку они, как минимум, свидетельствуют о нестабильности исходной экономической ситуации. И если 2009 год можно связать с мировым кризисом, то 2012-й не свяжешь с глобальным экономическим бумом, поскольку в природе его не наблюдается. Но, действительно, по уровню доходов мы на первом месте в СФО.
- Как и данные любого опроса, эти цифры ни о чём не говорят, пока нам неизвестна методика исследования, - считает политолог Сергей Комарицын. - Мы не знаем, среди каких групп населения проводился опрос. А это очень важно, потому что в вопросах доходов населения присутствуют два негативных фактора. Это дисбаланс и очковтирательство. Первое - это когда сержант полиции получает больше университетского профессора. Второе - когда нам рассказывают о таком росте оплаты в бюджетных сферах, которого в реальности нет. Поэтому, не зная ни аудитории исследования, ни методики оценки, к озвученным результатам надо относиться крайне осторожно.
Тем не менее ощущение, что «жить стало лучше», причём как никогда, имеет вполне реальные основания. Правда, пессимисты не устают вновь и вновь задаваться вопросом: «А когда это кончится?». И в данном смысле можно назвать несколько весьма настораживающих факторов. Прежде всего, рост общей и просроченной задолженности красноярцев кредитным учреждениям. Банковские ссуды - одна из составляющих сегодняшнего благосостояния.
Чем выше уровень материальной обеспеченности человека, тем ниже его удовлетворённость. Потому что сами потребности переходят на другой уровень: из материальных в социальные.
Но доступность кредитов и рост потребностей порождает ситуацию, в которой вопрос «А когда всё это кончится?» не выглядит риторическим. Приведём несколько цифр. На первое октября 2012 года размер просроченной задолженности жителей Красноярского края перед банками достиг 7,8 миллиарда рублей, увеличившись по сравнению с докризисным 2008 годом в два раза. Всего же на начало октября 2012 жители края получили в банках кредитов на 135,8 миллиарда рублей. Пока процент «плохих» долгов сравнительно низок, но, как полагают некоторые эксперты, если он достигнет 10-12 процентов, то это приведёт к масштабному кризису банковской системы, издержки которого банки попытаются переложить на заёмщиков.
- Если сложить все заработные платы жителей региона, - говорит директор центра социально-экономического мониторинга при правительстве Красноярского края Александр Левицкий, - то их не хватит для того, чтобы погасить долги населения банкам. Это проблема не только Красноярского края - она носит общероссийский характер. Сегодня Центробанк России серьёзно обеспокоен раздуванием кредитного пузыря и ищет механизмы ограничения активности банков в наиболее рисковых областях потребительского кредитования. Но дадут ли эти механизмы результат на фоне растущего спроса на кредитные продукты? Ведь повышение благосостояния населения, а это факт, приводит к росту потребностей, которые хочется удовлетворить не когда-то в будущем, а сейчас. Но сегодняшнее материальное благополучие и возможность расплачиваться по кредитам не означает, что так будет всегда. Ведь экономическая ситуация и в России, и в мире слишком нестабильна, чтобы строить долгосрочные прогнозы.
Другим тревожным фактором является рекордный рост спроса на строящееся в Красноярске жильё, отмеченный в 2012 году. По оценке ряда экспертов, он сопоставим с пиковым 2008 годом, когда цены на новую недвижимость в течение года выросли на 15-17 процентов. Если рост объёмов строительства ничего угрожающего в себе не несёт, то опережающий рост цен - показатель весьма негативный, ибо он отражает степень «перегрева» рынка. Высокие доходы от вложений в строящуюся недвижимость стимулируют инвесторов, но конечной точкой баланса является спрос. А он стимулируется возросшим предложением в сфере ипотечного кредитования. И здесь Красноярский край опережает соседей по СФО, занимая шестое место в России по задолженности кредитным организациям за ипотечные ссуды - на начало четвёртого квартала 2012 года около 60 миллиардов рублей. Для сравнения, у соседей-кемеровчан долг в два раза меньше.
Между тем, если разобраться по существу, возросшее ипотечное предложение имеет итогом не рост строительства жилья, а лишь спекулятивную активность. В этом смысле образуется классический ипотечный «пузырь», который рано или поздно схлопнется.
Третий негативный фактор - сокращение сбережений населения на фоне роста доходов. И здесь есть две стороны вопроса. Первая - отсутствие финансовой подушки для самих жителей, вторая - инвестиционные возможности государства. Очевидный факт: экономику, в которую не вкладывают деньги, нельзя назвать ни привлекательной, ни стабильной. Сегодня российское правительство наконец обратило внимание на тот факт, что в стране нет финансового рынка, о чём в одном из своих недавних выступлений говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов. На практике это выражается в том, что приток инвестиций в Россию - практически нулевой, а с учётом оттока капиталов - и отрицательный. В этих условиях как никогда велика роль внутренних источников инвестиций - сбережений населения. Но кредитная модель развития приводит к их дальнейшему сокращению.
Ещё дальше пошёл глава ФСФР Дмитрий Панкин, охарактеризовав Россию как аналог нефтяного индекса. «Инвесторы понимают, - заметил он, - что падение цены на нефть как основного источника доходов приведет к снижению потребления во всех секторах».
Из этого следует, что любая оценка материального самочувствия граждан России (не важно, москвичей или красноярцев) свидетельствует лишь о текущем состоянии нефтяного индекса.
И ещё одно об относительности рейтингов. Центр Александра Левицкого проводил свой мониторинг удовлетворённости красноярцев качеством жизни. И выяснился любопытный факт: чем выше уровень материальной обеспеченности человека, тем ниже его удовлетворенность. И здесь дело не только в том, что чем больше возможностей удовлетворить свои потребности, тем безграничнее они становятся. Просто сами потребности переходят на другой уровень: из материальных они становятся социальными: потребности в участии, признании, уважении. В полном соответствии с теорией американского психолога Абрахама Маслоу, согласно которой человек движется от удовлетворения физиологических нужд, таких как голод и жажда к высшим: реализация своих целей, способностей, развитие личности. В этом смысле ни автомобиль, ни квартира не являются пределом мечтаний, и измерять ими социальный климат в стране и регионах невозможно.
Доля наиболее состоятельного населения в городах России в % к населению
Санкт-Петербург - 26
Москва - 21
Красноярск - 20
Кемерово - 11
Иркутск - 10
Новокузнецк - 9