Новости
Коммунальная математика. Разбираемся в квитанции на оплату услуг ЖКХ
Основной принцип, которым руководствовалось федеральное правительство, когда утверждало новую форму квитанции оплаты услуг ЖКХ, являлась прозрачность платежей. Каждый человек должен понимать, сколько и за что он вносит деньги. Но, к сожалению, некоторым читателям сложно разбираться в этой информации. Поэтому сегодняшний добрый совет мы посвятили платёжному документу. На примере формы квитанции, которую получают большинство красноярцев, мы рассмотрим каждый раздел и ответим на проблемные вопросы.
При этом стоит особо отметить, что форма платёжного документа не догма. И у тех жителей, чьи дома находятся под управлением ТСЖ или УК, не входящих в ГУК «Жилфонд», платёжка может иметь несколько иной вид. Однако большинство пунктов всё же совпадает.
«Уважаемая редакция! Обращаюсь к вам с просьбой разобраться в платёжном документе. Мне 79 лет, жена на год моложе, мы ничего не можем понять. Несколько раз ходили в расчётный отдел управляющей организации, но там нам толком объяснить ничего не могут. Например, в квитанции написано, что у меня на начало расчётного периода недоплата в размере 470 рублей. Но я оплачиваю все услуги регулярно и вовремя, откуда она взялась? Кроме того, во втором разделе не рассчитано потребление коммунальных услуг - в колонке одни нули. Ну и в-третьих, в справочной информации указано потребление горячей и холодной воды - три и девять кубометров соответственно, а водоотведение - двадцать три кубометра. Но как такое может быть, если три плюс девять будет одиннадцать? Николай Зубрицкий».
Все платёжные документы печатаются с помощью Единой городской информационной расчётной системы. Это современная система, предназначенная для автоматизации расчётов квартплаты, коммунальных и прочих платежей. В ручном режиме на платёжках никто не печатает ни размеры платы за потреблённые услуги, ни тарифы на них. Итоговая сумма в вашем документе - это подсчёт, выполненный системой автоматически. Под пятым разделом вы можете увидеть, с помощью какой из них выполнены расчёты, а также дату и время печати квитанции.
На месяц вперёд
В самом верху первого раздела квитанции вы видите месяц и год расчётного периода. Как правило, он соответствует тому месяцу, в котором вы получили квитанцию. Важно понимать, что фактически всем жителям, чьи дома находятся в управлении компаний, входящих в ГУК «Жилфонд» (а это большинство старых домов Красноярска), предлагают оплатить услуги авансом - месяц ещё не закончился, а вы уже платите за него полностью. В принципе это вполне допустимо, но всё же есть один нюанс, связанный со счётчиками для воды. Управляющая организация не вправе выставлять в квитанции потребление горячей или холодной воды заранее, потому что ни она, ни вы сами не знаете, сколько ресурсов расходуете до конца месяца. Поэтому к оплате предъявляется то количество воды, данные о котором вы передали в конце предыдущего месяца. Соответственно, и в расчёт идёт ваше прошлое, а не будущее потребление. Для тех, у кого нет индивидуальных приборов учёта, тарифы являются неизменными, и они каждый месяц платят за воду одинаково в зависимости от количества проживающих.
Размер имеет значение
После личных данных о собственнике и адресе помещения следует информация о площади вашей квартиры. Здесь внимание стоит заострить на том, что квадратный метр берётся за единицу измерения при определении тарифа по жилищным услугам и отоплению. Если данные о площади в платёжной ведомости различаются с теми, что есть в документах на квартиру, следует обратиться в УК с документами на квартиру и изменить данные в квитанции, а также сделать перерасчёт. От размеров квартиры напрямую зависят ваши платежи.
Рядом с площадью находится графа «Количество проживающих и зарегистрированных». Она имеет значение только для тех граждан, у кого до сих пор не установлены индивидуальные приборы учёта воды. Согласно закону об энергосбережении, в жилых помещениях счётчики должны были появиться ещё до 1 июля прошлого года. Но до сих пор у многих горожан счётчиков нет, поэтому расчёт ведётся по нормативу потребления. На данный момент это 176 литров горячей и 250 литров холодной воды в сутки на одного проживающего. Если даже вы столько не потребляете, всё равно будете платить за это количество ресурса. Причём платежи будут расти в строгой зависимости от количества зарегистрированных в квартире людей. Но если кто-либо из ваших родственников длительное время не находится дома и у вас есть тому документальное подтверждение, то можно сделать перерасчёт.
Откуда долг?
Сразу под данными о площади следуют платёжные требования к жильцу. Если вы увидели в графе «Недоплата за расчётный период» какую-либо сумму, хотя уверены, что оплатили всё до копейки, значит, вы передали показания счётчика не в период с 23-го по 26-е число, как это установлено законом, а чуть позже. В этом случае компьютер в строчках начисления по горячей и холодной воде выставит нули, потому что, согласно заложенной в него программе, вы ничего не потребили с прошлого месяца. Но в следующей счёт-квитанции он уже учтёт показания, переданные с задержкой. Пугаться того, что на вас возложат какие-то штрафные санкции, не стоит. Пеня взимается только в том случае, если гражданин не оплатил за жилищно-коммунальные услуги до 10-го числа следующего за расчётным периодом месяца. То есть, например, вместо 24 августа вы передали показания 27-го. При этом пеня с вас будет взыскиваться, только если вы не оплатили октябрьскую счёт-квитанцию, в которую попадут эти показания. Сентябрьские же нули, за которыми скрывается ваша задолженность, в расчёт идут уже на следующий месяц. Ровным счётом такая же ситуация произошла с Николаем Зубрицким, на что он указывал в своём письме.
Строчка ниже - сумма к оплате за расчётный период. Это то, что вам необходимо заплатить за текущий месяц. За данной графой следуют «Платежи за расчётный период» - в них указывается сумма переплаты, если вы платили за будущий месяц наперёд. Под ними жирным шрифтом расположена итоговая строка, которая содержит все ваши денежные обязательства перед компанией за текущий месяц с учётом прошлой задолженности либо переплаты. Рядом дата последнего платежа - тот день, когда вы последний раз заплатили за жилищно-коммунальные услуги.
А у нас в квартире ВАС
В том же первом раздела справа от строки с суммой платежа находится лицевой счёт и пароль виртуальной абонентской службы. С помощью этих данных вы можете зайти на интернет-сайт ГУК «Жилфонд» www.krasguk.ru, чтобы передать показания счётчика, посмотреть историю платежей и все свои квитанции за последний год. Для этого на странице портала в правом верхнем углу необходимо будет ввести данные, нажать на кнопку «войти», и вы окажетесь в личном кабинете. Ни в коем случае никому не разглашайте ни номер лицевого счёта, ни пароль ВАС. Они являются вашими персональными данными. Если вдруг вам показалось, что кто-то знает ваш пароль, можете его поменять, обратившись в отдел регистрационного учёта и расчётов с населением вашей управляющей организации. Помимо Интернета номер лицевого счёта необходимо знать, если собираетесь оплатить услуги через терминалы. Пользоваться ими достаточно просто, но учтите, что при этом с вас могут взять комиссию.
Звоните и пишите
Во втором разделе квитанции содержатся сведения о вашей управляющей компании: её почтовый адрес, дни и часы работы, факс, телефон аварийной службы и обязательно «горячая линия», на которую можно обратиться по всем интересующим вопросам вне зависимости от территориальной принадлежности. Приём обращений организован и через сайт. Если в своём письме вы затрагиваете вопросы ремонта, то срок ответа составит от десяти до тридцати дней. Но если вопрос касается расчётов и перерасчётов, то специалисты дадут ответ немедленно.
Второе окно - банковские реквизиты. Здесь указывается счёт, на который поступают деньги жителей. В течение двух дней они распределяются между ресурсоснабжающими и подрядными организациями, выполняющими работы по жилищной услуге (подметание, вывоз ТБО, обслуживание лифтового хозяйства и прочее).
За общее пользование
В третьем разделе подробно расписаны коммунальные и жилищные услуги, тарифы и расчёты показаний счётчиков, а также перерасчёты. Жилищные услуги, а также отопление рассчитываются исходя из площади квартиры. А холодная, горячая вода и водоотведение исчисляются в кубометрах. Для жильцов, у которых нет счётчиков и в квартире которых проживает неизменное количество граждан, объём не меняется. Поэтому в восьмом столбце сумма начислений по жилищно-коммунальным услугам должна быть одна и та же по сравнению с прошлым месяцем (если за это время тариф не повысился, а изменения коммунальных платежей запланировано только с 1 июля). Для тех же, у кого стоят индивидуальные приборы учёта, ежемесячная сумма начислений по горячей и холодной воде, а также водоотведению будет меняться в зависимости от показаний счётчиков. Единицы тарифов на все услуги расписаны в пятом столбце.
Недавнее новшество - это четвёртый, седьмой и тринадцатый столбцы. Все они проходят под одним названием - «Общедомовые нужды». Сюда, как правило, входит вода, которую уборщица расходует на мытьё подъездов, отопление мест общего пользования. По своей сути от них не должна ничем отличаться строчка «Электроэнергия мест общего пользования». Однако пока тариф на общедомовые нужды не утверждён, но в этом году он должен быть принят, и в ней появятся соответствующие цифры.
ТБО не исчезли
Ещё одно новшество вступило в силу с нового года. Если ранее граждане в строчках жилищной услуги могли видеть вывоз ТБО, уборку территории и прочее, то с нового года она разделена только на две части: первая - содержание и ремонт жилого фонда, вторая - капитальный ремонт или соцнайм. Подразумевается, что вывоз твёрдых бытовых отходов и другие нужды (подметание придомовой территории, мытьё подъездов, обслуживание лифтов) входят в первую строку.
Стоит сказать, что это новшество не слишком понравилось многим красноярцам. Активисты общественного движения уже пишут открытое письмо на имя главы города с просьбой разобраться, куда же делась строчка с ТБО.
Перерасчёт и возмещение
В девятом столбце третьего раздела квитанции содержатся сведения обо всех перерасчётах. Более подробно о том, на основании чего произошёл перерасчёт, можно узнать уже в седьмом разделе квитанции. Как правило, это отключение воды или отопления в результате плановых или нештатных ситуаций. Какие либо виды льгот или субсидии при этом не учитываются. С 2008 года они переданы в ведомство органов соцзащиты. Если гражданин имеет основание для получения льготы, он должен обратиться в свой районный отдел, написать заявление, и после этого компенсационные выплаты от государства будут поступать на его расчётный счёт.
В десятом столбце - сумма к возмещению. Это своего рода компенсация государства за рост тарифов. Она относится только к коммунальным услугам. Расчёт возмещения очень прост. Берётся аналогичный период прошлого года и сравнивается с текущим. Разница между ними и будет составлять выпадающий доход. Причём в следующем году сравнение уже будет вестись с тарифом текущего периода, а не с тем, что двухлетней давности. Деньги поступают напрямую от государства в ресурсоснабжающую организацию.
Куда вода утекла
Во втором столбце четвёртого раздела квитанции содержится информация о нормативах потребления воды. Эти сведения предназначены для тех, у кого не установлены индивидуальные приборы учёта. Цифра будет неизменна, пока норматив не изменится. Те жильцы, которые обзавелись счётчиками, могут увидеть переданные показания в четвёртом, а объём потребления в пятом столбце квитанции. Дата передачи последних показаний содержится рядом слева. Интересно, что в строчке может фигурировать любое число месяца, а не только 23-е, 24-е, 25-е и 26-е. Но, как объясняют специалисты, расчёт платежей за воду производится только в отношении тех граждан, кто передал информацию в установленный законом срок. Если вы опоздали, то можете увидеть в расчётном листке данные о том, что вы передали показания, к примеру, 28-го или 29-го числа. И они пойдут в расчёт на следующий месяц в графе «Недоплата» первого раздела. Правда, с января этого года передать показания в любой другой день, кроме как с 23-го по 26-е число уже будет нельзя. Систему перенастроили, чтобы у граждан не возникало путаницы.
К примеру, в случае с Николаем Зубрицким, чьё письмо мы приводим выше, произошло следующее: горожанин сначала подал показания по воде 3-го, а потом 27 сентября. Программа, рассчитывающая потребление воды, приняла только ту информацию, которая поступила 3-го. А программа по водоотведению приняла данные и по 3-му и по 27 сентября, и, более того, суммировала показания. Таким образом, расчёт потребления оказался некорректным. Решить проблему и получить перерасчёт красноярец сможет после личного обращения в управляющую компанию.
Будем знать
В пятом разделе управляющая компания предупреждает жителей о предстоящих перерасчётах, изменениях тарифа и любых других платежах, доводит до их сведения важную информацию. Например, в той квитанции, которую мы приводим в пример, жилищники предлагают сверить сведения о площади квартиры, а также предупреждают о необходимости соблюдать пожарную безопасность.
За отдельную плату
В шестом разделе квитанции содержатся реквизиты обслуживающей организации, которая принимает заявки на смену лампочек в подъезде, починку дверей, мелкий ремонт и общее обслуживание дома. В частном порядке граждане могут обратиться сюда для проведения работ в квартире (например, замена батареи), но это уже будет происходить за отдельную плату, так как в данном случае не затрагиваются общедомовые интересы жильцов.
Как сэкономить?
Все тарифы в квитанциях выставляются на основе нормативных документов. Жители могут повлиять только на размер жилищной услуги. Например, если они хотят, чтобы чаще мыли подъезд и меняли лампочки в местах общего пользования, они могут провести общее собрание жильцов и увеличить плату по строке «Содержание и ремонт жилого фонда». Точно так же они могут от каких-то услуг отказаться (но не от всех). Однако практика показывает, что через некоторое время жильцы снова просят вернуть им прежнюю услугу (уборку территории или мытьё лестничных клеток). А вот от платы за обслуживание лифта никто отказаться не вправе, в том числе и жители первых этажей. Лифт - это общее имущество жильцов. Единственный способ избежать уплаты - опять же провести собрание, на котором перераспределить сумму за обслуживание лифта от жильцов первых этажей на всех остальных собственников. Но вряд ли кто-либо согласится платить за другого. В практике такие случаи единичны.